Мончегорск - сплетение судеб : сборник воспоминаний / Музей истории г. Мончегорска. – Мончегорск : «Добрый день, Мончегорск», 2007 (Апатиты : K&M). - 144 с. : ил., портр.

«цап-царап красный машинка, и ему стало нихт арбайтен». Бри­ гадир бросал свою работу и шел вместе с Гансом или Карлом искать ученика специалиста, который украл инструмент. Школа Желание продолжить учиться у меня долго не появлялось. Пока в августе сорок седьмого я все-таки не решил записаться в ве­ чернюю школу, в 6-й класс. На занятиях появилось много друзей из других цехов. И комбинат стал для меня много шире гаража. Набор учеников в вечернюю школу происходил по-разному: кого- то агитировали ребята, других заставляли родители. Однако глав­ ным поставщиком учащихся было, конечно, производство. Ре­ бят гнали учиться всякими способами, от пряника до кнута. От­ пуск летом - пряник, зажимали разряд - кнут. Учащимся прихо­ дилось отчитываться о своих успехах на рабочих собраниях. В случае «загула» вечерника с ним беседовал начальник цеха и кол­ лектив. Побасенки о том, что вечерняя школа давала слабые зна­ ния - явная чепуха. Кто хотел - тот учился. Преподаватели для вечерних школ комплектовались тоже по- разному. Были с университетской скамьи, и некоторые по этой причине объясняли путанно и нестройно. Были такие, кто шко­ лу перерос. Эти учителя отлично знали свой предмет и доступ­ но излагали. Мария Фёдоровна преподавала историю. Ее можно было слу­ шать, затаив дыхание. Все её любили и никогда не позволяли себе бестактности, даже если она приходила иногда не совсем здоровой. Был физик, мужчина лет сорока, материал излагавший так, что в учебник заглядывать не было нужды. Шестой класс я закончил без натуги, с хорошими отметками, даже с несколькими пятёрками. Учиться или не учиться дальше вопроса не было. На носу седьмой класс, а это вторая ступень образования, подтверждаемая аттестатом. В начале учебного года в 7-м классе вечерняя школа находи­ лась уже в другом помещении, в школе между рестораном «Се­ вер» и большим камнем, на котором впоследствии установили скульптуру лося. Математику нам преподавала Нина Георгиевна Осипова. Все тянулись принять участие в решении теорем и задач. Когда все 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz