Мончегорск - сплетение судеб : сборник воспоминаний / Музей истории г. Мончегорска. – Мончегорск : «Добрый день, Мончегорск», 2007 (Апатиты : K&M). - 144 с. : ил., портр.

как бы сложилась моя дальнейшая жизнь, если бы я тогда оста­ вил школу. В этом эпизоде в совершенно новом свете прояви­ лась личность директора школы, как человека, администратора и учителя Молчанова: ради сохранения в школе успевающего ученика, ради решения небольшой, казалось бы, узкочастной со­ циальной проблемы - оказания помощи семье солдата, ушедше­ го на войну, он вместе с бухгалтером, вопреки многим инструк­ циям и возражениям некоторых чиновников из городских служб, пошел, как мне представляется, на некоторое нарушение финан­ совой дисциплины и трудового законодательства. Всю жизнь я с глубокой благодарностью вспоминаю Тихона Иосифовича Мол­ чанова, столь решительно повлиявшего на мою судьбу Личность Молчанова неотделима от нашей школьной жизни тех лет. Вероятно, он был из той категории людей тридцатых годов, которые всецело отдавались порученному им делу, не ожидая от общества никакого вознаграждения за своё беззавет­ ное служение Отечеству. В памяти выпускников Молчанов оста­ ется человеком огромного трудолюбия, полностью отдававшим себя своему учительскому делу. В личном поведении - образцом скромности и внимания ко всем, кто к нему обращался. Степен­ ный и спокойный при решении повседневных проблем. В тем- но-синих брюках и гимнастерке из грубой диагонали, перехва­ ченной ремнем военного образца, зимой - в валенках, летом - в сапогах. Вероятно, это было все, что у него имелось в гардеробе. Я не помню, чтобы он когда-нибудь в годы нашей учебы пришел в школу в брюках навыпуск или при галстуке. Упрямая прядь гу­ стых темных волос постоянно лезла на лоб, и он машинально старался то рукой, то встряхиванием головы отвести её назад. В нем проявлялись также огромная выдержка и уравновешенность. Несколько раз я случайно оказывался свидетелем того, как он спокойно и умело гасил те или иные вспышки, которые неиз­ бежно происходят в работающем коллективе. Директор школы знал всех нас не только по фамилиям и по имени. Когда он появ­ лялся в классе, во всей его внешности было что-то авторитет­ ное, солидное, уважительное, хотя внешне он не был броской фигурой. Прохаживаясь между рядами парт, говорил спокойно, не спеша, взвешивая каждую фразу, время от времени привыч­ ным жестом поправляя гимнастерку под ремнем. Особая осто­ 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz