Мончегорск - сплетение судеб : сборник воспоминаний / Музей истории г. Мончегорска. – Мончегорск : «Добрый день, Мончегорск», 2007 (Апатиты : K&M). - 144 с. : ил., портр.

ного крана. Способствовала ускорениюдела организация монтажа, заключавшаяся в том, что оборудование сначала монтировалось в мастерских или на стендах. Все трудности монтажа трудно пере­ числить, так их было много. Но некоторые запомнились особо. Монтаж конвертеров в плавильном отделении рафцсха. Приехали «шефы» с Краматорского завода, «склепали» корпус, по­ ставили на фундамент, а фурмы оказались с противоположной стороны. Пришлось переделывать все заново. Начало фигуриро­ вать слово «вредительство». Пускали турбовоздуходувку мощнос­ тью 3000кВт 680м3/м Р=1,8 атм. При комплектации обнаружилось, что заводом не поставлен регулирующий клапан на всасываю­ щем воздуховоде. Шеф - монтажник завода заявил, что этот кла­ пан очень дефицитный и потребуется длительное время для его получения. Тогда М.С. Зорин предложил сделать самим и поста­ вить «бабочку» (простейший регулирующий клапан). Изготовили клапан, проверили и поставили. И вот пуск турбовоздуходувки. Шеф ходит, колдует. Все, включая представителей Колэнерго, вол­ нуются. Турбина набрала обороты и вдруг страшно заревела. Шеф побледнел и мгновенно выключил двигатель, предположив, что турбина пошла «в салат» из-за попавшего между лопастями ино­ родного тела. Побледнел и сидевший на кране М.С. Зорин. Толь­ ко сказал мне: «Наверное, «бабочка»». При вскрытии обнаружи­ лось, что попала головка от заклепки, которая застряла в корпусе, а на заводе турбину не обкатали. Но все это мелкие детали. Основ­ ные трудности возникли при пуске из-за отсутствия воздуходув­ ной станции низкого давления 1,2 атм. В проекте была предусмотрена воздуходувная станция с п/ст №6 при рафинировочном цехе. Она не была построена, т.к. Невский завод не мог к этому времени поставить основное обо­ рудование. Решили пуск шахтных печей рафцеха осуществить, используя турбовоздуходувки конвертерного воздуха давлением 1,8 атм. Было сделано ответвление воздуховода на шахтные печи с редуцированием воздуха. На пуск приехала Государственная приемная комиссия под председательством Кузьмина Л.В. Тех- руком цеха был назначен Иолко М.В., который и руководил пус­ ком. В сменах работали молодые, только что окончившие инсти­ тут инженеры: Тертгосов, Саламов Г.Г., Дзахов К.Н., Филатов’, Цомаев. Позднее приехал В.Я. Позняков. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz