Ковдор : большая история маленького города : к 65-летию города Ковдора / Администрация муницип. образования Ковд. р-н, Муницип. автоном. учреждение культуры "Ковд. район. краевед. музей", Муницип. бюджет. учреждение культуры "Централиз. библ. система" ; [ред. группа: Андросова С. В., Бисаева Е. А., Долгова М. А. и др.]. - Воронеж : Фаворит, 2018. - 243 с. : ил., портр., факс., цв. ил.

В Ковдоре - от первого колышка. Я должен побывать там, осмотреть все, а затем поехать в Кандалакшу, взять в строи­ тельном управлении 20 рабочих и до приез­ да людей восстановить все, что можно. Поезд Пинозеро-Ковдор ходил тогда раз в сутки и назывался товарно-пассажир­ ским. К паровозу цеплялись три деревян­ ных пассажирских вагона со сплошными вторыми полками. Освещались они свечка­ ми. К составу подцеплялись все товарные вагоны, которые нужно было подобрать в пути по станциям. Расписания как такового не было. В Куропте стояли, как правило, 2-3 часа, в Ёне - 3-5 часов. В общем, от Ковдора до Пинозера поезд шел более полусуток. А затем до Червас-Губы я шел 20 километров пешком. Поселок выглядел удручающе: ба­ раки без окон, без дверей, полуразрушенные печи, сорванные полы. Пришлось вернуться в Пинозеро, найти рабочих, транспорт, ин­ струменты, чтобы восстановить дома. Все было сделано. А затем я встретил рабочих, которые не хотели ехать в Червас-Губу. Мне пришлось их долго уговаривать. Строительство комбината и поселка не­ возможно было без постоянной электроэ­ нергии. А источник ее находился в Канда­ лакше, на ГЭС-3 Нивского каскада. Пред­ стояло форсировать строительство линии электропередачи на Ковдор. Работа эта уже велась от Кандалакши до разъезда Червас. Тянула линию субподрядная организация «Ленэлектросетьстрой», а генподрядчиком было Африкандское СМУ. Теперь функции генподрядчика переходили к нам. Это означало, что по всей трассе будущей ЛЭП нужно вырубить просеку, убрать лес, вырыть под каждую опору по четыре ямки для подножников, как правило, в скальном грунте, сделать подъезды для тракторов (до­ рог не было) и выполнять другие многочис­ ленные функции генподрядчика. Ленэлек- тростроевцы трудились в темпе, и нам надо было торопиться с предоставлением фрон­ та работ. Специалисты считали, что если и удастся линию электропередач построить без авто­ дороги, то эксплуатация ЛЭП без нее будет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz