Кировск : словарь / Муницип. учреждение культуры «Централиз. биб. система», Центр. гор. б-ка им. А. М. Горького ; [сост.: Т. Н. Жуйкова]. - Кировск : Централизованная библиотечная система, 2009. - 334 с., включ. обл. : ил., портр.

«Апатит» и транспортная контора городского отдела коммунального хозяйства (горкомхоз). Население города увеличивалось, возрастало и его передвижение из поселков в город, из города в поселки, и не только Юкспорйок и Кукисвумчорр, но и на 13 -й км, в Титан, Апатиты, совхоз "Индустрия" - объем работы городского транспорта увеличивался. В январе 1935 г. кировчане пережили огромную радость в связи с тем, что горкомхоз получил первый настоящий 16-местный автобус. С 15 января автобус начал развозить людей по маршруту город - рудничный поселок. Автобус ходил с 7 до 23 часов. Интересно отметить, что один рейс туда и обратно занимал 65 минут. Автотранспортная контора горкомхоза состояла на самостоятельном балансе как хозрасчетная единица. Количество автомашин в ней исчислялось единицами, а основной же фонд состоял из лошадей. В течение 1935 г. был получен еще один автобус. Таким образом, в городе стало два автобуса для перевозки пассажиров марки АМО, а также три грузовых машины для перевозки разных грузов и одна легковая машина. В декабре 1935 г. появилась еще одна легковая машина. В автопарке горкомхоза работало в это время всего лишь восемь человек. Всего же в середине 1930-х годов в городе насчитывалось 2 автобуса, около 30 грузовых и 6 легковых автомашин. 1 сентября 1939 г. было принято решение о передаче в систему областного Управления Народного Комиссариата автотранспорт, находящийся в ведении горкомхозов, со всеми производственными и подсобными предприятиями. Так в сентябре 1939 г. появилось самостоятельное автотранспортное предприятие - Кировская автотранспортная контора ККАТ РСФСР. Автобаза располагала гаражом на 10 машин. Кроме него имелся еще деревянный сарай не 9 машин, находящихся в простое. Ремонтная база автотранспортной конторы была крайне слаба. Под мастерскую было отведено два места, одно из которых имело осмотровую яму. На этом месте и производился ремонт ходовой части, окраска кузова. На другом были установлены станки: токарный, сверлильный, точильный, для обкатки двигателей. Здесь производился ремонт двигателей. Интересен такой факт. Максимальная продолжительность ремонта машин в 1939 году - 23 дня. Несмотря на крайне слабую оснащенность ремонтной базы, недостаток запасных частей, план по ремонту за 1939 год был выполнен. Списочный состав шоферов автобазы на первое января 1940 года -18 человек, в том числе 3 женщины. Работники автобазы трудились с большой отдачей, показывая образцы высокой производительности труда. В середине 1950-х годов производственная база состояла из одного помещения - зоны текущего ремонта автомобилей с токарным и мотороремонтным участками и отдельно стоящей кузницы с походным горном. Интенсивное развитие промышленности по производству минеральных удобрений - комбината «Апатит» - требовало развития пассажирского транспорта, а следовательно и развития производственной базы. В 1959 г. хозяйственным способом были построены помещения для ремонта кузовов легковых автомобилей, радиаторов системы охлаждения двигателей, шиноремонтного и плотницко-кузовного участков. К 1960 г. автопарк состоял из 89 автомобилей: 23 автобусов, 16 легковых автомашин (такси) и 50 грузовиков; работающих было 226 человек. Однако самым большим злом в транспортном обслуживании населения были чрезвычайно плохие дороги. До реконструкции автодороги Кировск-Кукисвумчорр работа автобусов была затруднена, а в весенний период времени - невозможна. Самый тяжелый участок был в районе Кировской нефтебазы. Старая дорога пролегала прямо по болоту без выторфовки, здесь был сооружен настил из бревен. Весной при оттаивании земли бревна тонули в болоте. Для поддержания движения автобусы на этом участке буксировали тракторами и оставляли за мостом через речку Юкспориок. Таким образом, автобусный маршрут разрывали на участки 16 км-Нефтебаза и Мост-25 км. Разорванный промежуток пассажиры переходили пешком. А плохие дороги ложились тяжелым 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz