Кировск : словарь / Муницип. учреждение культуры «Централиз. биб. система», Центр. гор. б-ка им. А. М. Горького ; [сост.: Т. Н. Жуйкова]. - Кировск : Централизованная библиотечная система, 2009. - 334 с., включ. обл. : ил., портр.

А АВТОТРАНСПОРТ, автомобильный транспорт (от лат. transporto - перемешаю), отрасль материального производства, осуществляющая перевозку людей и грузов. В 2006 году исполнилось 75 лет со времени начала регулярного автобусного сообщения между Кировском и микрорайоном Кукисвумчорр. Чтобы понять масштабы того, что было сделано в области автотранспорта за годы существования города Кировска, нужно обратиться к тому времени, когда в необжитой тундре решено было возвести крупное горнорудное предприятие, а рядом - город. История автотранспорта в Хибинах. Летом 1929 года в долине Умптэк были построены первые жилые бараки, склад взрывчатых веществ, кузница, конюшня, баня. Так начал свое существование город Хибиногорск в центральной части Кольского полуострова. Единственными дорогами в этом районе были тогда оленьи тропы. И потому, в первую очередь, требовалось проложить дорогу. Морозы, ветры, метели зимой, комары и мошкара летом сильно осложняли работу. Основным и почти единственным механизмом дорожников были лом, лопата, тачка, а «транспортными средствами» - олени и лошади. В июне 1929 г. в Хибинах появился первый грузовик марки "Заурер", в июле в помощь ему прибыли еще две машины. В это время прокладывалась автогужевая дорога к Апатитовому месторождению протяженностью около 27 километров. В ноябре 1929 г. прибыло значительное подкрепление - 5 новых "фордов", а с февраля 1930 г. в город стали поступать трактора. Всего к марту этого года автотранспорт в Хибинах насчитывал 18 единиц. Таким образом, было положено начало городскому автотранспортному парку. С появлением автотранспорта назревала проблема строительства гаража. Первый гараж просто так назывался, на деле же представлял обыкновенную стоянку, где машины "отдыхали" после тяжких трудов. Только в феврале 1930 г. сделали будку, куда вмещался один трактор, и на 13 -м км - гараж для двух машин. Немного позже начали оборудовать уже настоящий гараж на 25-м км. Стройка росла. Город строили днем и ночью. Каждая минута была заполнена событиями и проблемами. Проблемами самыми разными, в том число и транспортными. Существовала острая потребность в автотранспорте для строящейся промышленности, необходимо было еще организовать перевозку людей к промышленным и строительным объектам. 25 мая 1931 года "Хнбиногорский рабочий" поместил объявление, в котором жители стоящегося города извещались о том, что с 25 мая между Хибиногорском и 25-м км вводится регулярное автобусное движение. Правда, до настоящего автобуса было еще далеко. Это был переоборудованный под перевозку людей грузовой пятитонный автомобиль марки ЯЗ. Регулярным же движение можно было назвать только условно, ибо зимой во время буранов движение вообще прекращалось. Так 8 декабря 1933 г. «Хибиногорский рабочий» писал: «В первый день бурана (3 декабря) весь город почувствовал неподготовленность людей. С первыми порывами снежного ветра во многих местах города оборвались электрические провода и некоторые предприятия остановились, погрузившись в темноту. Нормальное автобусное сообщение города с рудником прекратилось... » Таких примеров можно привести много, так как техника снегоочистки в то время была очень несовершенна. Конечным пунктом маршрута в городе была транспортная контора, которая находилась на левом берегу реки Услонки, неподалеку от Угольного переулка. На руднике остановка была у гаража, располагавшегося примерно в районе нынешней бани. Остановки были также у лавки №4 ЗРК (закрытый рабочий кооператив) напротив вокзала, у моста через реку Юкспориок, у дороги на Малый Вудъявр (по требованию), у конторы конбазы (25 км - на болоте). В то время в городе две организации осуществляли перевозку пассажиров: гараж треста 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz