Кировск : словарь / Муницип. учреждение культуры «Централиз. биб. система», Центр. гор. б-ка им. А. М. Горького ; [сост.: Т. Н. Жуйкова]. - Кировск : Централизованная библиотечная система, 2009. - 334 с., включ. обл. : ил., портр.

Педагоги Центра детского творчества «Хибины» по спортивно-краеведческому и экологическому туризму придумывают все новые и новые конкурсы. 24 сентября 2005 г. в окрестностях плато Расвумчорр прошел очередной слет команд школьников. На первый взгляд все было традиционно: инструктаж по технике безопасности, посторенние команд. Однако такого туристского слета в Кировске еще не бывало! Команды школьников (более 60 детей), многие из которых никогда не занимались туризмом, собрались на приключенческую игру «Кто на новенького?». Необычным было и то, что впервые соревновались разновозрастные команды, состоявшие из взрослых, детей и подростков. Педагогами ЦДТ «Хибины» были оборудованы этапы: «Переправа-переправа», «Красный крест», «Эколог-краевед», «Путешествие слепых», «Болото Троллей» и т.д. Все тринадцать этапов соревнований оказались увлекательными, направленными на развитие у ребят необходимых туристических навыков. Педагоги ЦДТ обеспечивали безопасность всех участников слета в ненаселенной местности: натянули тент на случай дождя, поставили палатку для укрытия «заболевшего или пострадавшего», развели костер поста спасателей, вскипятили воду. Этапы приключенческой игры требовали от участников воображения, точных, согласованных действий. Задания были непростыми. Например, в связке пройти по бревну и «над пропастью». Со связанными ногами всей командой пройти по тропе, «увитой опасным проводом». Перебраться без страховки на другой берег ущелья с «гремящим водопадом». На этапе «Эколог-краевед» участники приключенческой игры делились знаниями о растительности, почве хибинской тундры, экологических взаимосвязях. Бросание предмета в цель, сбор мусора в окрестностях поляны, помощь малышам при переходе через ручей, сбор сушняка, песни у общего костра, приветствия и поздравления с успехом в начале и в конце слета, - все это также учитывала судейская коллегия при выведении итоговых баллов. Результаты были удивительными: все команды набрали почти одинаковое количество баллов. Такая форма туристского слета понравилась всем участникам и организаторам. В день слета Хибинская тундра затихла, покрывшись туманом. Казалось, что природа затаила дыхание, наблюдая радость общения ребят, боясь спугнуть дух доброжелательности и взаимовыручки. В 2005 г. в Мурманске прошел областной круглый стол по проблемам и перспективам развития детского и юношеского туризма. На нем присутствовали представители всех городов области, педагоги и администрация которых работают в этом направлении. Вопросы, обсуждаемые на этой встрече, вынесены на коллегию, а решаться будут на федеральном уровне. Так почему же сейчас решили уделить серьезное внимание именно туризму, а, например, не горнолыжному спорту или бальным танцам? Казалось бы, это дорогое удовольствие, ведь снаряжение стоит очень недешево. Да и проблема со специалистами-педагогами существует. Ни одно учебное заведение не готовит педагога дополнительного образования по спортивному, экологическому и краеведческому туризму. Поэтому в этой области работают увлеченные люди, те, кто сам любит туризм. В Кировском Центре детского творчества «Хибины» с ребятами занимаются люди очень хорошие профессионалы. По туризму в Центре таких шестеро педагогов, в этом отделе есть и свой методист. Благодаря выделенным администрацией города деньгам, у воспитанников ЦДТ «Хибины» и турбазы «Рябинушка» есть все необходимое снаряжение. На круглом столе говорилось о том, что в некоторых других городах области ребята, посещающие туристические объединения, в походы до сих пор ходят с простыми сетками, а не с рюкзаками. А в Кировске в 2005 г. город выделил туристическому объединению два компьютера, один из которых установили на турбазе, другой - в клубе «Север» на 25 км. Несмотря на финансовые и кадровые трудности, детским и юношеским туризмом все же заинтересовались. Потому что здесь есть другая сторона медали, более важная: в основном им занимаются ребята из так называемой «группы риска». Те, кто попал в трудную жизненную ситуацию, те, кто не хочет быть дома. 252

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz