Кировск : словарь / Муницип. учреждение культуры «Централиз. биб. система», Центр. гор. б-ка им. А. М. Горького ; [сост.: Т. Н. Жуйкова]. - Кировск : Централизованная библиотечная система, 2009. - 334 с., включ. обл. : ил., портр.
от разъезда Белыій до подножия горы Кукисвумчорр, где на машины грузился апатит, добыітыій в геологоразведочных выработках. 30 декабря 1929 г. новыій поселок в Хибинской тундре посетил Сергей Миронович Киров. Вскоре партия и правительство решили вопросы, связанные с началом и развитием промышленного и жилищного строительства, усилением партийно-политической и советской работы на новостройке в Хибинах. К концу января 1930 г. специальная комиссия в составе представителей ленинградских областных и мурманских окружных организаций, осмотрев территорию, приняла решение о сооружении города в районе дороги. Для будущего города была избрана площадка, расположенная на берегу озера Большой Вудъявр между крутыіми склонами гор, на высоте 370 м над уровнем моря. Вслед за геологами в Хибины пришли строители. В безлюдной тундре, где на площади более полутора тысяч квадратныіх километров кочевало только несколько саамских семей, развернулось крупное строительство. « .С тр ои тел и пришли на разъезд Белыій, поставили на одном из путей несколько вагонов, теплушек и классных. Здесь зародилась хибиногорская общественность: устраивались собрания, обсуждались дела, перспективы строительства. Здесь быт клуб первых строителей Хибин». («СССР на стройке». - 1933. - №12.) Единственными дорогами в районе были оленьи тропы, В первую очередь требовалось проложить дорогу, которая соединила бы место будущего строительства с разъездом Белыій, уложить многие километры бревенчатого настила, подвезти и засыпать балласт, возвести мосты. Морозы, ветры и метели зимой, комары и мошкара летом сильно осложняли работу. Основными и почти единственными «механизмами» дорожников быти лом, лопата, тачка, а «транспортными средствами» — олени и лошади. Когда шоссейная дорога, так назыіваемыій «Хибиногорский тракт», быта закончена, началось сооружение железной дороги от разъезда Белыій к месту строительства первого апатитового рудника. На новой ветке необходимо быто выполнить в тяжелых, зачастую скальных и заболоченных, грунтах 1,3 млн. м3 земляных работ, уложить 55 км путей, 79 стрелочных переводов, более 100 тыс. м3 балласта, построить мосты, технические здания. Даже в современных условиях, когда у строителей есть высокопроизводительная техника, позволяющая механизировать почти все трудоемкие работы, поражают темпы строительства тех лет: первые 16 км железнодорожной ветки быти закончены в течение 80 дней, а движение по всей ветке протяженностью 29 км началось менее чем через 7 месяцев с начала ее прокладки. В январе-феврале 1930 г. в Хибинах быто всего 3 домика (в районе нынешнего рудничного поселка), где жили несколько человек. В марте начали прибывать первые крупные партии строительных рабочих. Для двух тысяч рабочих пришлось построить в течение 12-14 дней временное жилье, так называемые «шалманы»: обтянутые брезентом деревянные каркасы. Работы велись круглосуточно, несмотря на сильные морозы. Так в районе нынешней станции Титан, в 14 км от будущей стройки рудника, возник первыій поселок в Хибинах. Хибиногорск - административно-хозяйственный и культурныій центр будущего промышленного района - строился одновременно по двум направлениям: во-первых, в промышленно-производственном районе, кроме железной дороги с ее службами, сооружались обогатительная фабрика, теплоэлектростанция и насосная станция на озере Большой Вудъявр; во-вторых, велось жилищное и культурно-быітовое строительство города. Население города Хибиногорска росло интенсивно. В то время, о котором идет речь, на территории нышешнего Кировска стоял лес, а среди зарослей кустарников белели палатки. В 1930 г. 12 тысяч из 14 тысяч человек жили в палатках, землянках и временных деревянных бараках, в которых не хватало самого необходимого: умывальников, столов, табуреток. К концу 1930 г. в городе и поселках было построено стандартных и рубленыіх домов общей площадью 12,5 тыс. м2, палаток, землянок и «шалманов» - 42 тыс. м2. В 1931 г. по инициативе партийной организации и городского Совета начато строительство деревянных построек барачного типа. Новоселам, обитавшим прежде в брезентовых палатках, они казались роскошными. 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz