Кировск : словарь / Муницип. учреждение культуры «Централиз. биб. система», Центр. гор. б-ка им. А. М. Горького ; [сост.: Т. Н. Жуйкова]. - Кировск : Централизованная библиотечная система, 2009. - 334 с., включ. обл. : ил., портр.
Построить новую фабрику было решено на новом месте в долине реки Белой, у подножья горы Вудъяврчорр (с саамского Вудъявр - озеро у горы, поросшей кустарником, чорр - горный, каменный массив с плоской вершиной). Проект АНОФ-2 выполнен институтом «Мехнабор» и реализован в сжатые сроки, к 1959 г. История АНОФ-2. Как началось строительство АНОФ-2? Было это в начале 1950-х г. В то время институт «Механобр» (по согласованию с комбинатом «Апатит») создал так называемую "Северную экспедицию". Ее начальником стал М. И. Финкельшитейн. Экспедиция направлялась в Апатитско-Кировский район для проведения инженерно-геологических работ под промышленные объекты и гражданское строительство. Основной задачей экспедиции был поиск промышленной площадки под строительство АНОФ-2. «Механобр» предложил изучить местность вдоль горы Лысой около станции Титан, 7-й км железнодорожной ветки станции Апатиты - Кировск и 4-й км между рекой Белой и горой Вудъяврчорр. Последний участок был выбран для строительства новой фабрики. Итак, работы начались. В районе 13-го км было пройдено более ста горных выработок глубиной от 3-х до 10-ти метров с креплением. Шурфы копали заключенные. Их называли расконвоированными, то есть работавшими без конвоя. В то время основным строительством занималось Министерство внутренних дел, поэтому основной строительной силой и были заключенные. Одновременно велась топографическая съемка. После выполнения плановых работ специалисты «Апатит» принимали проделанное и составляли специальный акт. В апреле 1951 г. начались работы по изучению площадей и приступили к проходке выработки под хвостопровод от действующей фабрики АНОФ-1 вдоль реки Белой до 13-го км, где был перекрыт дамбой котлован. Он служил для сбора так называемых хвостов. Таким образом, река Белая была спасена от загрязнения. В 1952 г. приступили к работам на промплощадке, отведенной под строительство АНОФ-2, то есть в районе 7-го км от станции Апатиты. Этот участок, особенно рядом с железной дорогой, был сильно заболочен, и работа шла с трудом. Одновременно велись работы и для проведения хвостопровода. Надо сказать, что этот район был наиболее благоприятным для строительства, чем другие. В 1953 г. экспедиция вела изыскания на Расвумчорре и так называемом Стройдворе под промышленные объекты и гражданское строительство. Одновременно велись работы по изысканию площадей под будущий поселок Молодежный. После завершения всех работ и сдачи соответствующих документов экспедиция прекратила свое существование. При комбинате «Апатит» была организована своя проектно-изыскательская контора, которая приняла эстафету изыскательских работ. В марте 1959 г. на строительной площадке в 20 км от Кировска, появились геодезисты, а вскоре прогремел и первый взрыв - строительство началось. Бригады монтажников, арматурщиков и строителей треста «Апатитстрой» приступили к строительству. Стройку объявили всесоюзной ударной. В мае 1963 г. - приказом директора комбината "Апатит" на вторую фабрику с АНОФ-1 переведены лучшие кадры, самые опытные рабочие и ИТР. На строительстве фабрики работали уже 2100 человек. 28 июня 1963 г. АНОФ-2 приняла первую руду и провела пробное дробление, а через несколько дней она выдала уже первый кондиционный апатитовый концентрат. 17 июля 1963 г. была испытана под нагрузкой вся технологическая схема обогащения. 23 июля 1963 г. стал днем официального пуска фабрики в эксплуатацию. В 16 часов прошел митинг, посвященный пуску. 23 августа 1963 г. по центральному телевидению прошла первая передача о строительстве АНОФ-2. 28 сентября 1963 г. государственная комиссия подписала последние акты о приемке первой очереди АНОФ-2. 29 ноября 1963 г. на фабрике начала работать государственная комиссия по приемке второй очереди. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz