Кировск : словарь / Муницип. учреждение культуры «Централиз. биб. система», Центр. гор. б-ка им. А. М. Горького ; [сост.: Т. Н. Жуйкова]. - Кировск : Централизованная библиотечная система, 2009. - 334 с., включ. обл. : ил., портр.

С конца 1929 г. делами хибиногорского строительства стали вплотную заниматься центральные экономические органы страны. 11 сентября Совет Труда и Обороны СССР поручил Госплану РСФСР рассмотреть практические вопросы развития Хибин. 4 октября президиум Госплана республики заслушал доклад А. Е. Ферсмана о состоянии и перспективах апатитового дела, а 5 октября 1929 г. Экономический совет РСФСР принял постановление, в котором, в частности, было записано: «Признать за Хибинскими апатито-нефелиновыми месторождениями по их химическим свойствам и величине запасов первостепенное значение как в деле обеспечения Союза ССР фосфорным сырьем, так и в развертывании соответствующих статей экспорта. Обязать ВСНХ РСФСР в недельный срок создать полномочный хозяйственный орган по руководству разработкой Хибинского месторождения, обязать его добыть к концу 1929-1930 гг. не менее 100 тыс. тонн апатита и подготовить рудники к добыіче в 1930-1931 гг. не менее 1 млн тонн». 26 октября 1929 г. президиум ВСНХ СССР под председательством В. В. Куйбышева поручил ВСНХ РСФСР для разработки и эксплуатации хибинских апатитов создать трест республиканского значения, подчиненный Ленинградскому областному совету народного хозяйства. 13 ноября 1929 г. приказом № 190 создан трест «Апатит», который в декабре 1929 г. постановлением СТО СССР быт включен в число предприятий общесоюзного значения и передан в ведение ВСНХ СССР. Управляющим трестом назначили председателя правления Ленинградского коммунального банка В. И. Кондрикова. Трест «Апатит», получая всемерную помощь государственных и общественных организаций, ученых и специалистов, с первых дней своего существования стал успешно решать поставленные перед ним задачи. Главные из этих задач были выдвинуты С. М. Кировым на совещании в Хибинах 1 января 1930 г. и быти тогда сформулированы так: «1. Форсированное строительство апатитового рудника и организация добычи руды как для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, так и для создания экспортной статьи с целью получения валюты. 2. Быстрейшее окончание строительства железной дороги от разъезда Белыій к Хибинскому месторождению. 3. Постройка рабочего поселка, сооружение электростанции, строительство обогатительной фабрики. 4. Проведение ряда работ по научному и промышленному исследованию апатитов и других полезных ископаемых Хибинского месторождения». С этими основными задачами были тесно связаны организация торговли, общественного питания и быта, налаживание медицинского обслуживания, народного образования, создание культурно-просветительных и спортивных объектов. 28 января 1930 г. в Хибины из Ленинграда приехала специальная комиссия, чтобы решить вопросы строительства в районе апатитовых разработок промышленного города. К этому времени здесь существовало уже несколько поселений из палаток и бараков. Еще во время строительства дороги на 13-м километре образовался поселок Пионер, тогда же появились постройки на 16 и 19-м километрах 15 марта 1930 г. в поселке у Кукисвумчорра были сданы в эксплуатацию три рубленых строения. Это были первые настоящие дома Хибиногорска - с печами, кухонныіми плитами. Ленинградская комиссия, состав которой пополнился представителями мурманских окружных организаций, признала наиболее подходящим местом для будущего города район 17­ 19-го километров (только один представитель Мурманской железной дороги высказался за строительство города вблизи станции Апатиты). По наметкам, к 1933 г. в новом городе должны были жить около 20 тыс. человек; основным типом жилья для застройки предполагались дома- коммуны из «негорючих стройматериалов». Комиссия уточняла планы, а город как таковой уже рос, опережая все проекты, строился большей частью неподалеку от рудника, у склонов Кукисвумчорра. В мае 1930 г. на берегу Большого Вудъявра, где до этого было относительно тихо, появились сначала геодезисты, а затем строители. Началось сооружение апатито-нефелиновой обогатительной фабрики, 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz