Кировск : словарь / Муницип. учреждение культуры «Централиз. биб. система», Центр. гор. б-ка им. А. М. Горького ; [сост.: Т. Н. Жуйкова]. - Кировск : Централизованная библиотечная система, 2009. - 334 с., включ. обл. : ил., портр.

колонизационного отдела Мурманской железной дороги. Руководителем быт утвержден председатель Ленинградского облисполкома И. Ф. Кодацкий. Под руководством этой комиссии в 1929 г. начались, пока в полузаводских масштабах, работы по обогащению апатитовых руд, развернулось проектирование обогатительной фабрики на 50 тыс. т концентрата в год, налаживалось производство суперфосфата из апатитового сырья, выявлялись пути использования нефелина. По поручению комиссии профессор Г. Н. Соловьянов после тщательного анализа конъюнктуры на мировом фосфатно-туковом рынке пришел к выводу о целесообразности экспорта апатита, а к октябрю 1929 г. дал полное экономическое обоснование строительства горно-обогатительного предприятия в Хибинах. Апатито-нефелиновая комиссия приступила к решению проблемы энергетического обеспечения строительства. Специалисты «Энергостроя» обследовали гидроресурсы Вудъяврских озер, реки Белой и бассейна Нивы, которой и было отдано предпочтение. Комиссия занималась геологическими экспедициями в Хибинах, промышленной разведкой, строительством дорог, организацией перевалочной базы. Растущие объемы геологоразведочных работ в Хибинах требовали увеличения числа людей. К концу лета 1929 г. там трудилось 400 человек (46 служащих и 354 рабочих). У реки Лопарской быстро рос поселок, получивший название «Апатитовый городок». Помимо трех первых бараков, там появились бревенчатый дом для администрации, слесарно-кузнечная и электротехническая мастерские, продовольственным и материальным склады, конюшня, гараж. А вокруг, на возвышенных местах, белело множество палаток. Условия жизни были трудными: дождливое лето, полчища комаров, перебои в снабжении продовольствием. Своей пекарни не было, и часто вместо хлеба и сухарей хибиногорцы получали печенье «Альберт», его ели с борщом и кашей, с грибами и консервами. Первое время все грузы доставляли в тундру люди — в рюкзаках или вещмешках. Расстояние от разъезда Белым до озера Большой Вудъявр с поклажей преодолевали за шесть часов. Потом вдоль реки Белой были проложены вьючные тропы. Зимой главныім средством передвижения стали оленьи упряжки. На них возили доски, кирпичи, мешки с цементом, оборудование, руду, образцы минералов, отправляли заболевших рабочих. Однако объем перевозок возрастал, и Хибинам остро требовалась надежная дорога. 3 июня 1929 г. ее начал строить колонизационным отдел Мурманской железной дороги. Под руководством инженеров А. Д. Окунева и П. Н. Будищева строители вели работы довольно быстро: к 1 июля была готова просека до Апатитового городка, 25 июля по грунтовой дороге до 13-го км прошли подводы с грузами, а с 1 августа началось автомобильное движение. Еще через две недели автомобили стали доходить до озера Большой Вудъявр, а 5 сентября - до реки Юкспорйок. 25 сентября 1929 г. первый грузовик прибыл в Апатитовый городок. Встречать его сбежалось все население. 7 октября прораб А. Д. Окунев дал телеграмму: «Открыто автомобильное движение от разъезда Белого до конечного пункта Вудъяврской дороги, горы Кукисвумчорр, протяжением 27 км. Вывезена первая тонна апатита». Автодорога и телефонная связь с Большой землей значительно облегчили жизнь в поселке, но всякого рода трудностей по-прежнему хватало. В первую зиму трактористы и шоферы нередко в пургу сбивались с дороги, у машин кончалось горючее или что -то ломалось. Нужна была железнодорожная ветка. Ее начали строить осенью 1929 г., и через восемь месяцев она вступила в строй. При тогдашней технике это быта поистине гигантская победа. В сентябре 1929 г. в Хибинах был заложен карьер № 1, где четверо рабочих вручную, кувалдой начали делать шпуры и взрывами динамитной смеси отбивать руду. Куски апатита сбрасывались по склону, а потом на лошадях или тракторах отправлялись на разъезд Белый. Зимой этого же года на Лопарском склоне заработали еще два карьера. В конце 1929 г. в Хибинах были пущены две буровые скважины (№ 2 и 3), а в январе 1930 г. из карьеров Кукисвумчорра пошла промышленная руда. Таким образом, всего через год после начала работ в Хибинах отсюда на суперфосфатные заводы направились вагоны с апатитом. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz