Город, который дорог / Централиз. библ. система ЗАТО Александровск Мурм. обл. ; сост.: Е. Ю. Бурумбаева-Минина, Н. И. Копачевская, А. Н. Петрушенко ; отв. за вып. Н. Ю. Испенкова ; вступ. ст. В. В. Сулаевой . - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2017. - 116 с. : цв. ил., фот. цв.

В Минусинске Лев продолжил учебу и одновременно работал. Летом 1943 года, окончив 8-й класс и прибавив себе один год, обратился в военкомат с просьбой за­ числить на фронт добровольцем. Просьбу удовлетворили. Так он попал в отдельный полк десантников-лыжников, который формировался в Красноярске. Но назна­ чение, полученное после окончания военной подготовки, его не обрадовало. Ко­ мандование направило его в фельдшерское училище военно-морского флота. Не об этом мечтал будущий военачальник, он бредил морем. В сентябре 1944 года Лев оканчивает Ленинградское военно-морское подготовительное училище, а затем по­ ступает в Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. В сентябре 1950 года он получил свои первые звездочки. Лейтенант Матушкин добивался назначения на Северный флот, на подводную лодку, но опять назначение не соответствовало его планам. Первым кораблем для него стал крейсер Балтийского флота «Чапаев». Од­ нако вскоре корабль был переведен на Северный флот, куда и стремился Матушкин. Там юный лейтенант быстро проявил себя. И уже через два года после начала службы капитан-лейтенант Матушкин стал лучшим штурманом Северного флота. В 1 9 5 3 г. Льва Алексеевича назначают помощником командира и в том же году старшимпомощникомкомандира эсминца. В 1954 г. оннаправлен на Высшие офицер­ ские курсы ВМФ, окончив которые по классу командиров подводных лодок в 1955 г., Л. А. Матушкин год служил старшим помощником командира дизель-электрической подводной лодки С-148, а с 1956 по 1958 годы - командиром этой подводной лодки. В 1958 году Л. А. Матушкин становится командиром большой подводной лодки проекта 611 Б-70. Он успешно выполняет поставленные задачи похода на полную подводную автономность под арктическим льдом, положив начало освоению под­ лёдного плавания. Избороздив тысячи миль в Северных морях, Кронштадский Лев продолжил своё образование в академии, после окончания которой, его назначают командиром на атомоход К-33. Спустя некоторое время Матушкин уже командовал не одним подво­ дным кораблём, а флотилией, в составе которой было 32 боевых крейсера, и у каж­ дого по 16 баллистических ракет с ядерным запасом. Третья флотилия подводных крейсеров стратегического назначения СФ была на тот момент самым мощным объе­ динением на флоте. 29 октября 1976 года Л. А. Матушкину было присвоено воинское звание вице-адмирал. В 1980 г. под его руководством был совершен межфлотский переход подо льдами Центральной Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. В августе следующего года под командованием Льва Алексеевича на Тихоокеан­ ский флот переведен РПКСН «К-506». По прибытии на Камчатку Л. А. Матушкин перешел со своим штабом на ПЛ «К-255», которая в сентябре 1981 года, впервые в истории отечественного подводного плавания многоцелевой подводной лодки, совершила межфлотский переход подо льдом с Тихоокеанского на Северный флот. В этом походе вновь штурманский и навигационный опыт флотоводца оказался ре­ шающим для обеспечения успеха операции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1982 года за муже­ ство и отвагу, проявленные при исполнении специальных заданий командования, вице-адмиралу Матушкину Льву Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 47 лет отдал Лев Алексеевич Матушкин морскому флоту, 29 из них флоту под­ водному. Как подсчитал сам Лев Алексеевич, за долгие годы службы он провел под водой 12 лет. Один из штрихов точно отражает отношение к нему командования ВМФ: «Одно могу о нем сказать - надежный товарищ, прекрасный профессио­ нал-подводник и беззаветно преданный службе и делу человек». Эти слова о Герое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz