Город, который дорог / Централиз. библ. система ЗАТО Александровск Мурм. обл. ; сост.: Е. Ю. Бурумбаева-Минина, Н. И. Копачевская, А. Н. Петрушенко ; отв. за вып. Н. Ю. Испенкова ; вступ. ст. В. В. Сулаевой . - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2017. - 116 с. : цв. ил., фот. цв.
Летом 1936 года Гаджиев получает под командование подводную лодку Щ-117 («Макрель»). 3 декабря 1936 года капитан 3 ранга Гаджиев подаёт рапорт началь нику Военно-Морской Академии с просьбой о зачислении, а 1 сентября 1937 года зачисляется слушателем на 1-й курс. Но ему не суждено было закончить академию. Скоротечная финская кампания оторвала его от учёбы: Магомет был направлен на Северный флот, в г. Полярный. Но воевать в море Гаджиеву тогда не пришлось. Его решили оставить в штабе флота начальником отдела подводного плавания. Кабинетная служба штабиста не соответствовала характеру Магомета. Вскоре Гаджиев лично обращается к командующему Северным флотом А. Г. Головко с просьбой о переводе, но получает отказ. Не добившись успеха, он пишет рапорт на имя заместителя наркома Военно-Морских Сил СССР. И только в 1940 г. просьбу уже капитана 2 ранга Гаджиева удовлетворили, назначив командиром дивизиона крейсерских подводных лодок типа «К», которые моряки любовно называли «ка тюшами». Катюшей звали и жену Гаджиева. Первый день войны Гаджиев встретил в море на ПЛ Д-3. С именем М. И. Гад жиева связаны славные традиции подводников-североморцев времён Великой Оте чественной. Он почти постоянно находился в боевых походах: вернувшись в базу из очередного выхода на вражеские морские коммуникации, сразу уходил на другую ПЛ своего дивизиона. За это Гаджиева прозвали «человеком войны». В самых трудных ситуациях он оставался верен себе, никогда не теряясь и не боясь брать от ветственность на себя. Правильно оценивая возможности крейсерских подводных лодок типа «К», Гаджиев полагал, что в быстротечной артиллерийской дуэли у этой подлодки, вооруженной двумя 100-мм и двумя 45-мм артустановками, имеется ряд существенных преимуществ перед силами противолодочной обороны (ПЛО) про тивника, поэтому он стал инициатором артиллерийских атак вражеских надводных кораблей. Не последнее место в его расчётах занимала уверенность комдива в от личной выучке комендоров. «Уничтожать вражеские суда следует не только торпе дами, но и применяя артиллерию подводных лодок», — считал Гаджиев. По воз вращении из боевых походов в главную базу Северного флота г. Полярный лодки дивизиона Гаджиева, находясь уже близко от берегов Екатерининской гавани, о своих победах сообщали холостым артиллерийским залпом. Эта традиция при жилась: теперь можно было узнать по количеству орудийных выстрелов, произве дённых при возвращении в порт, количество потопленных вражеских транспортов. «Нигде и никогда не может быть такого равенства перед лицом смерти, как среди экипажа подводной лодки, на которой либо все по гибают, либо все побеждают», - эти слова историки приписывают Магомету Гаджиеву. Одержанных побед было и впрямь немало: на счету дивизиона, которым командовал Магомет Имадутдинович, числилось 27 уничтоженных фашистских кораблей, 10 из которых были потоплены при непосредственном участии коман дира дивизиона. И всё это — менее чем за один год! «Это кандидат на Героя Советского Союза», — записал в своём дневнике ко мандующий Северным флотом А. Г. Головко после возвращения из очередного по бедного похода подводной лодки, на которой находился Гаджиев. Последний майский поход. Из радиограмм Гаджиева, который в третий раз вышел в море на борту К-23, и из немецких источников, опубликованных после войны, об этом походе известно немного. 12 мая 1942 года в районе Оксе-фьорда к западу от Нордкапа «катюша» атаковала вражеский конвой в составе двух транс 28 J 1 " * Г гГ ~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz