Город, который дорог / Централиз. библ. система ЗАТО Александровск Мурм. обл. ; сост.: Е. Ю. Бурумбаева-Минина, Н. И. Копачевская, А. Н. Петрушенко ; отв. за вып. Н. Ю. Испенкова ; вступ. ст. В. В. Сулаевой . - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2017. - 116 с. : цв. ил., фот. цв.

В каких только переделках не побывала «катюша» Николая Лунина в горячем 42-м. Самым эффектным боевым эпизодом того времени для К-21 стала атака лин­ кора «Тирпиц» (об этом замечательно написал В. С. Пикуль в романе «Реквием каравану PQ-17»). За образцовое выполнение боевых заданий командования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года подводная лодка была награждена орденом Красного Знамени. Второй свой сверхподвиг Николай Александрович Лунин совершил на собственный страх и риск в феврале 1943 года. Его лодка от­ правилась с заданием поставить в норвежских водах минные поля, высадить на норвежскую территорию разведгруппу, а затем действовать против кораблей не­ мецкого флота. Однако еще до высадки разведгруппы на лодке в одном из отсеков случился пожар, который с трудом удалось ликвидировать, а потом, под угрозой бомбежки, в надводном положении устранять его последствия. Но все обошлось, и, выполнив две первые поставленные задачи, Лунин решил атаковать врага в бухте Воген. Легендарная К-21 благополучно вернулась на базу. Как и следовало ожидать, весь экипаж получил награды, а Лунин, поскольку тогда еще не присуждали по­ вторно звание Героя Советского Союза, получил орден Ленина. За боевые заслуги он был награжден также: вторым орденом Ленина, тремя ор­ денами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Уша­ кова II степени, двумя орденами Красной Звезды, английским Крестом Виктории IV степени, медалями. Зимой 1943 года капитан 2 ранга Николай Лунин был назначен командиром дивизиона подводных лодок. К тому времени на счету К-21 было 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей - больше, чем у любой другой северо­ морской субмарины. Однако долго командовать дивизионом Лунину не пришлось: в марте 1944 года он становится слушателем Военно-морской академии. Николай Александрович Лунин окончил Военно-морскую академию уже после Победы в звании контр-адмирал. Долгие годы Лунин служил на руководящих должностях в НИИ МО и ВМФ. В послевоенное время занимал ряд ответственных должностей: командовал 22-й бригадой подводных лодок в бухте Ягельная; на­ чинал строительство городка подводников Гаджиево в 1957 г. После завершения военной карьеры контр-адмирал Н. А. Лунин решил вер­ нуться к морю: в 1962 - 64 годах плавал на дизель-электроходе «Обь», участвовал в 8-й антарктической экспедиции, был капитаном парохода «Селенга». Будучи капитаном судов дальнего плавания, он побывал в арктических и антарктических водах, много раз пересекал экватор и побывал в портах многих стран мира. В море он провел всю свою сознательную жизнь и уцелел. А на суше умер на 64-м году жизни. В декабре 1970 года адмирала Лунина - одной из самых ярких личностей, выдвинутых на передний фланг Великой Отечественной, - не стало. * * * Первый строительный отряд под командованием Василия Терентье­ вича Зюганова прибыл в бухту Ягельная в 1957 году. Начинался новый по­ селок с деревянными строениями. Собранные из сборно-щитовых конструкций од­ ноэтажные бараки-казармы для личного состава строительных частей и финские домики, рассчитанные на четыре семьи до настоящего времени не сохранились. Доставка строительных материалов и всего необходимого для жизни и быта людей производилась катерами и баржами по морю. Их разгрузка осуществлялась на пяти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz