Город, который дорог / Централиз. библ. система ЗАТО Александровск Мурм. обл. ; сост.: Е. Ю. Бурумбаева-Минина, Н. И. Копачевская, А. Н. Петрушенко ; отв. за вып. Н. Ю. Испенкова ; вступ. ст. В. В. Сулаевой . - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2017. - 116 с. : цв. ил., фот. цв.

Кстати, сегодня можно наблюдать немые свидетельства тех огненных лет - остатки брустверов из камней, окаймлявших некогда огневые точки на близлежащих вы­ сотах. Уже в ходе Великой Отечественной войны начинает работу комиссия по изу­ чению опыта войны. По окончании войны полномочия этой комиссии были зна­ чительно расширены. Как следствие, в феврале 1947 года даже вводится должность заместителя Главкома ВМС по изучению и использованию опыта войны, на ко­ торую назначают начальника Главного штаба адмирала флота Исакова И. С., ко­ торый занимает эту должность до февраля 1950 года. Материалы, касающиеся первоначальных планов строительства баз флота в 1933-1935 гг., в том числе и строительства базы в Сайда-губе, использовались в период 1947-1950 гг. для составления разного рода аналитических справок для Главного штаба ВМС. Всё это позволяет сделать следующие выводы. 1. При подготовке планов развития Военно-Морского флота и выработке реко­ мендаций, опыт 1933-1935 гг. оказался востребованным. 2. Применительно к строительству базы в Сайда-губе (в бухте Ягельной) за ос­ нову был принят план 1935 г., с незначительной доработкой, что вполне очевидно при сравнении первоначального плана базы и особенно месторасположения жи­ лого городка с современным расположением города Гаджиево. 3. Очевидно, что немалая заслуга в этом принадлежит и адмиралу флота (впо­ следствии адмиралу флота Советского Союза) Исакову И. А., который и ранее, в 1934 г., одним из первых рекомендовал использовать Сайда-губу в интересах ба­ зирования флота. Принятие в начале 1950-х гг. на высоком государственном уровне решения о создании «большого морского и океанского флота, достойного Великой Совет­ ской державы» потребовало увеличения числа мест базирования новых кораблей. Особое внимание при этом уделялось бурно развивающимся подводным силам. В первой половине 1950-х гг. исполняющий обязанности Главнокомандующего Во­ енно-Морским Флотом адмирал Горшков С. Г. поручил командующим Северным и Тихоокеанским флотами произвести поиск мест, пригодных для строительства в них семи новых баз для подводных лодок. Местом для одной из четырех таких баз на Кольском полуострове адмирал Чабаненко А. Т. выбрал бухту Ягельную, которая входила в состав губы Сайда, располагаясь в ее южной части. Техническое задание на строительство военно-морской базы адмирал Горшков С. Г. утвердил 26 июля 1955 года. Уже в конце октября того же года в бухту Ягельную прибыла первая группа картографов для съемки местности. Им была по­ ставлена задача, как можно быстрее представить качественную карту для строи­ тельства базы. В течение нескольких месяцев им пришлось выполнять работу, про­ живая в палатках, нещадно срываемых со скал сильными ветрами. Несмотря на все трудности, карта местности была создана». 29 июня 1956 г. из Полярного в бухту Ягельная к месту постоянного базирования прибыла бригада дизельных подводных лодок и плав­ база «Аят» со штабом 22-й бригады подводных лодок Северного флота 613 проекта, которой командовал прославленный подводник-северо­ морец Герой Советского Союза капитан 1 ранга Лунин Николай Алек­ сандрович. Его по праву называют одним из основателей г. Гаджиево. Именно ему пришлось практически с нуля приступать к созданию новой базы и ор­ ганизации обустройства жизни подводников. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz