Город, который дорог / Централиз. библ. система ЗАТО Александровск Мурм. обл. ; сост.: Е. Ю. Бурумбаева-Минина, Н. И. Копачевская, А. Н. Петрушенко ; отв. за вып. Н. Ю. Испенкова ; вступ. ст. В. В. Сулаевой . - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2017. - 116 с. : цв. ил., фот. цв.
Кстати, сегодня можно наблюдать немые свидетельства тех огненных лет - остатки брустверов из камней, окаймлявших некогда огневые точки на близлежащих вы сотах. Уже в ходе Великой Отечественной войны начинает работу комиссия по изу чению опыта войны. По окончании войны полномочия этой комиссии были зна чительно расширены. Как следствие, в феврале 1947 года даже вводится должность заместителя Главкома ВМС по изучению и использованию опыта войны, на ко торую назначают начальника Главного штаба адмирала флота Исакова И. С., ко торый занимает эту должность до февраля 1950 года. Материалы, касающиеся первоначальных планов строительства баз флота в 1933-1935 гг., в том числе и строительства базы в Сайда-губе, использовались в период 1947-1950 гг. для составления разного рода аналитических справок для Главного штаба ВМС. Всё это позволяет сделать следующие выводы. 1. При подготовке планов развития Военно-Морского флота и выработке реко мендаций, опыт 1933-1935 гг. оказался востребованным. 2. Применительно к строительству базы в Сайда-губе (в бухте Ягельной) за ос нову был принят план 1935 г., с незначительной доработкой, что вполне очевидно при сравнении первоначального плана базы и особенно месторасположения жи лого городка с современным расположением города Гаджиево. 3. Очевидно, что немалая заслуга в этом принадлежит и адмиралу флота (впо следствии адмиралу флота Советского Союза) Исакову И. А., который и ранее, в 1934 г., одним из первых рекомендовал использовать Сайда-губу в интересах ба зирования флота. Принятие в начале 1950-х гг. на высоком государственном уровне решения о создании «большого морского и океанского флота, достойного Великой Совет ской державы» потребовало увеличения числа мест базирования новых кораблей. Особое внимание при этом уделялось бурно развивающимся подводным силам. В первой половине 1950-х гг. исполняющий обязанности Главнокомандующего Во енно-Морским Флотом адмирал Горшков С. Г. поручил командующим Северным и Тихоокеанским флотами произвести поиск мест, пригодных для строительства в них семи новых баз для подводных лодок. Местом для одной из четырех таких баз на Кольском полуострове адмирал Чабаненко А. Т. выбрал бухту Ягельную, которая входила в состав губы Сайда, располагаясь в ее южной части. Техническое задание на строительство военно-морской базы адмирал Горшков С. Г. утвердил 26 июля 1955 года. Уже в конце октября того же года в бухту Ягельную прибыла первая группа картографов для съемки местности. Им была по ставлена задача, как можно быстрее представить качественную карту для строи тельства базы. В течение нескольких месяцев им пришлось выполнять работу, про живая в палатках, нещадно срываемых со скал сильными ветрами. Несмотря на все трудности, карта местности была создана». 29 июня 1956 г. из Полярного в бухту Ягельная к месту постоянного базирования прибыла бригада дизельных подводных лодок и плав база «Аят» со штабом 22-й бригады подводных лодок Северного флота 613 проекта, которой командовал прославленный подводник-северо морец Герой Советского Союза капитан 1 ранга Лунин Николай Алек сандрович. Его по праву называют одним из основателей г. Гаджиево. Именно ему пришлось практически с нуля приступать к созданию новой базы и ор ганизации обустройства жизни подводников. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz