Город, который дорог / Централиз. библ. система ЗАТО Александровск Мурм. обл. ; сост.: Е. Ю. Бурумбаева-Минина, Н. И. Копачевская, А. Н. Петрушенко ; отв. за вып. Н. Ю. Испенкова ; вступ. ст. В. В. Сулаевой . - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2017. - 116 с. : цв. ил., фот. цв.
теров в губе Сайда, разработанный в проектном бюро ИУ РККА под руководством Розенталя, и задание на строительство базы, разработанное под руководством на чальника VII управления ВМС РККА И. Я. Анкудинова. Рассмотрев предложенный вариант, командующий флотилией наложил резолюцию: «Сохранить этот ва риант. Проработать катера в Пала, самолёты в Грязной. Решение дам допол нительно. Душенов. 23.VII-35 г.». Генеральная схема базы торпедных катеров в губе Сайда. 23 июля 1935 г. Источник: РГАВМФ. ф. Р-970. оп. 2. д. 30. л. 17 Указанного решения Командующего Северной военной флотилией так и не по следовало, как не последовало и указаний на внесение изменений в постановление СТО от 7 июня 1934 года. Несмотря на планы военно-политического руководства страны, основанные на том, что губа Ягельная представляла собой отличный закрытый рейд с большими глубинами, удобными берегами, вполне достаточными условиями для базирования надводных кораблей различных классов, долгое время обитателями этих мест так и оставались рыбаки и охотники. По окончании советско-финляндской войны 1939-1940 гг. среди ряда фак торов, негативно отразившихся на состоянии и боеготовности Северного флота, указывалось и на грубейшие нарушения, допущенные при строительстве баз флота в 1935-1938 гг. Связанно это было в первую очередь с игнорированием командова нием флота требований постановления СТО от 7 июня 1934 года и произвольное, ни с кем не согласованное изменение уже существующих планов и проектов. Од нако на исправление указанных недостатков в преддверии Великой Отечественной войны уже не было ни времени, ни средств. В последнем же предвоенном плане развёртывания сил флота на случай начала боевых действий, составленном в мае 1941 года, губа Сайда не фигурировала. Только спустя некоторое время после начала Великой Отечественной войны, в 1942 г., вновь вспомнили о губе Ягельная. Здесь спешно оборудовали стоянку для торпедных катеров, укрывавшихся от налётов вражеской авиации, а подво дные лодки Северного флота периодически производили в бухте дифферентовку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz