Город, который дорог / Централиз. библ. система ЗАТО Александровск Мурм. обл. ; сост.: Е. Ю. Бурумбаева-Минина, Н. И. Копачевская, А. Н. Петрушенко ; отв. за вып. Н. Ю. Испенкова ; вступ. ст. В. В. Сулаевой . - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2017. - 116 с. : цв. ил., фот. цв.

заливе приступают к работам ряд других комиссий. В частности, комиссией ин­ женерного управления РККА (ИУ РККА) под председательством заместителя на­ чальника управления И. А. Максимова осматриваются места будущих баз флота и уточняются объёмы необходимых работ. По результатам этих работ, к ноябрю 1 9 3 3 г., составляется ориентировочный план строительства морских баз. Согласно этому плану в Сайда-губе признаётся возможным строительство главной базы над­ водного флота и базы торпедных катеров. Начальник Северной гидрографической экспедиции Б. И. Шамшур после про­ ведения предварительного обследования Сайда-губы приходит к заключению, что строительство базы в устье реки Сайда, близ поселения колонистов, нецелесоо­ бразно. При этом наиболее удобными признаны следующие места расположения базы: 1) губа Ручьевская; 2) между островами Плоский и Домашний, на северном берегу Сайда-губы у Безымянного озера; 3) на южном берегу Сайда-губы, за островом Ягельным. При этом последнее место считалось удобным не только с точки зрения стро­ ительства базы, но и для возведения жилого городка для семей военнослужащих. Результаты этой работы были представлены УВМС РККА, на основании которых под руководством начальника VII управления ВМС РККА И. Я. Анкудинова раз­ рабатываются проекты заданий для ИУ РККА на строительство операционных баз морских сил Севера (надводных кораблей) и торпедных катеров в Сайда-губе. Проекты предусматривали варианты как совместного базирования надводных кораблей и торпедных катеров (в одной из бухт Сайда-губы), так и раздельное ба­ зирование (в разных бухтах Сайда-губы). Необходимость раздельного базирования надводных кораблей и торпедных катеров обуславливалось в первую очередь тем, что часть катеров будет типа ВУ, для которых предусматривалось 10 самолётов-водителей типа МБР и гидроаэ­ родром для них. Каждая база должна была иметь собственную инфраструктуру (причальный фронт, склады, мастерские, казарменные и служебные помещения). При этом признавалось целесообразным жилой городок с квартирами для семей военных моряков обеих баз и культурно-бытовые учреждения строить на южном берегу Сайда-губы в районе бухты Ягельной. Задание на строительство жилого городка, получившего условное наимено­ вание Сайда, рассчитывалось исходя из общего количества командного состава и сверхсрочнослужащих с семьями. Жилые здания планировалось строить каменные. Определялись и требования, предъявляемые к квартирам. Так двухкомнатные квартиры «должны быть изоли­ рованы и иметь каждая отдельный выход, кухню, кладовую и уборную», а в трёх­ комнатных квартирах предусматривалась ещё и ванная комната. Для неженатых военнослужащих предусматривались отдельные комнаты, сведённые в трёхком­ натные квартиры с увеличенной площадью кухни и кладовыми помещениями по числу комнат. Кроме того, признавалось необходимым строительство пяти четы­ рёхкомнатных квартир «с кухнями, ваннами и кладовыми». В общей сложности предусматривалось строительство: ♦двухкомнатных квартир - 411; ♦трёхкомнатных квартир - 358; ♦четырёхкомнатных квартир - 5. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz