Город, который дорог / Централиз. библ. система ЗАТО Александровск Мурм. обл. ; сост.: Е. Ю. Бурумбаева-Минина, Н. И. Копачевская, А. Н. Петрушенко ; отв. за вып. Н. Ю. Испенкова ; вступ. ст. В. В. Сулаевой . - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2017. - 116 с. : цв. ил., фот. цв.

«В ходе исследования материалов было установлено, что 31 августа 1915 года отдельными представителями ведомств высказывались различные мнения по вопросу о выборе места для сооружения постоянного коммерческого порта на Мурмане. В частности, начальник Главного гидрографического управления гене­ рал-лейтенант Жданко М. Е., на основании личного осмотра всего Мурманского побережья и имеющихся в вверенном ему Управлении материалов указал, что лучшими пунктами побережья, где, по его мнению, возможно развитие морского порта, является Екатерининская гавань с окрестными бухтами и Мотовский залив. Выбор же места зависел от результатов специальных подробных изысканий. Штабной катер Северной военной флотилии во время осмотра губ и бухт Кольского залива для выбора мест базирования Морских Сил Севера. Екатерининская гавань, август 1933 г. Источник: из фондов РГАВМФ Гидрографы Северной военной флотилии в Сайда-губе на работах по подготовке к строительству базы. Сайда-губа, сентябрь 1933 г. Источник: из фондов РГАВМФ Относительно вышеназванных пунктов, по мнению М. Е. Жданко, порт в Ека­ терининской гавани имел многие преимущества в сравнении с портами в губах Мотовского залива. При этом Екатерининская гавань рассматривалась им со­ вместно с прилегающими бухтами Пала, Оленья и Сайда: «...Сама [Екатеринин­ ская] гавань, хотя и недостаточно велика, но достаточно глубока для стоянки самых больших военных судов. Равным образом, вышеуказанные окрестные бухты [Пала-губа, губа Оленья и Сайда-губа] вполне пригодны для стоянки как военных, так и торговых судов.». Однако этот проект так и остался на бумаге, а вскоре было принято решение о строительстве порта Романов-на-Мурмане (со­ временный Мурманск). В период с 7 по 25 июля 1920 г., по приказанию Командующего Морскими Си­ лами Республики, на Кольском полуострове работает группа слушателей морской академии РККА под руководством С. П. Ставицкого. Основная задача - прове­ дение статистического и стратегического обследования. Наряду с обследованием Печенгской губы, побережья полуострова Рыбачий, Мотовского залива и острова Кильдин, 13 и 14 июля детально обследуются бухты северного колена Кольского залива, в том числе и Сайда-губа. В начале 1930-х гг. интенсивность работы комиссий различного уровня на Се­ вере возрастает. В 1931 г. рекогносцировочная комиссия под председательством на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz