Город Полярные Зори и его окрестности : населенные пункты муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией : информационно-библиографический дайджест / Полярнозор. ЦБС, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук ; отв. ред. О. И. Сметанина]. - 4-е. изд. - Полярные Зори : Опимах, 2017. - 220 с.
ны и послевоенная разруханедали возможности завершить дострой ку дороги, которая так и оставалась времянкой вплоть до 1922 г. Станция Зашеек была открыта для временного движения 23 ап реля (6 мая) 1916 г., а полгода спустя, 5 (18) ноября 1917 г., и для постоянного. Административно станция вошла в состав территорий Кольско-Лопарской волости Александровского уезда Архангельс кой губернии. При железнодорожной станции в это время отстраи вается и поселок. Обязанности начальника станции исполнял Дорохин Николай Вла димирович, а близлежащей станции Нива (между нынешней Восточ ной Губой и Африкандой) —Эмертли Николай Филиппович. ВЗашей ке находился временный транзитный материальный склад, смотрителем его был Зайчиков Павел Данилович. Ближайший телеграф со штатом из одного старшего телеграфиста и пяти младших размещался на стан ции Нива Такие небольшие станции 4-го класса имели станционные службы, состоящие из начальника, его помощника, стрелочника и сто рожа. На каждые 4 версты пути полагался сторож-обходчик. Сохранилось описание снимка 1917 г., с запечатленным на нем деревянным мостом через Ниву с движущимся по нему составом. Сама дорога проложена по безлюдной, поросшей еловым лесом мес тности, вдали - знакомые очертания Лысой горы. За полотном до роги (там же проходило грунтовое «шоссе» из Кандалакши) видне ется крыша какого-то строения, возможно железнодорожной станции, а также отапливаемое дровами деревянное водозаборное здание для снабжения паровозов водой. Прочие постройки не вид ны, хотя при станции в это время уже существовало небольшое по селение. Мост, второй по счёту после временного, простоял до нача ла 1950-х гг.; некоторые его остатки сохранились и до нашего времени (сейчас на этом месте находится городской водозабор). Мост осве щался фонарями, для его охраны полагался штат сторожей с двух сменным дежурством, а к 1924 г. он оказался в довольно плохом тех ническом состоянии. В «Записках экскурсанта», помещённых в № 4 Вестника Карело- Мурманского края за 1925 г., есть такое описание: «...Поезд замед ляет ход, чтобы перебраться по деревянному мосту через Ниву. Рань ше, чем въехать на этот хилый мост, мы видим его из окна. Вначале не верится, что поезд сможет пройти через архаическое сооружение из брёвен, переброшенных через большую, на редкость бурную, реку, 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz