Город Полярные Зори и его окрестности : населенные пункты муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией : информационно-библиографический дайджест / Полярнозор. ЦБС, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук ; отв. ред. О. И. Сметанина]. - 4-е. изд. - Полярные Зори : Опимах, 2017. - 220 с.
нормы при устройстве полотна —подъемы доходили до 15 метров на километр пути (вместо допустимых 6 метров), на поворотах радиус кривых был вдвое меньше нормы (150 сажен вместо 300). Строительство велось силами большого количество рабочих, за вербованных в основном в средней части Европейской России и По волжья, а также в Финляндии. В начале июня 1915 г. в районе Кан далакши их находилось немногим более 3 тысяч. Вдальнейшем из-за острой нехватки рабочих рук управление стройки потребовало при сылки военнопленных, в Семипалатинской области наняты 2 тыся чи казахов, а в Китае —до 10 тысяч землекопов-рабочих. Военным ведомством к работам на линии привлекался сводный батальон в составе шести военно-рабочих рот и в 1916 г. два железнодорожных батальона. Побывавший в самом начале сентября 1916 г. в Канда лакше Д. Любавин отмечал: сЗдесь были железнодорожные служа щие с зелёным отличительным цветом, среди коих видны были инже неры, пришлыерусскиерабочие иместные поморские типы, китайцы и буряты, кавказцы скипжалами... Словом,международный караван- сарай». Такая картина была характерна для любого пункта, где ве лось строительство. Вербованные рабочие по прибытии на место, особенно в начале строительства, были вынуждены жить первое время без крыши над головой или в различных наспех сооружённых помещениях, с мини мумом необходимых бытовых удобств. Ещё в более тяжёлом положе нии оказывались военнопленные и китайцы. Испытывая недостаток вомногих продуктах питания, неимея хорошегообмундирования, они продолжали строительство участкаМурманской железной дороги. Ра ботали в морозы, достигавшие временами -38 °С, в условиях поляр ной ночи, при ветрах и метелях. Так как некоторые операции требо вали точности (например, рихтовку пути по шаблону, повышение наружного рельса при кривых, забивку костылей, скрепление и раз- гонку стыков нельзя было выполнять в темноте), приходилось посто янно жечь костры и пользоваться факелами. 7 июня 1915 г. в нескольких пунктах седьмого участка возникла забастовка. В монографии И. Ф. Ушакова приведена выдержка из телеграммы, отправленной из Зашейка начальником второй дистан ции инженером Д. Г. Никитиным: «7 июня рабочие в количестве 400 человек подступили к конторе дистанции, угрожающе требуя рас чёта и выдачи паспортов на руки. 8 июня утром на работу большин 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz