Город Полярные Зори и его окрестности : населенные пункты муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией : информационно-библиографический дайджест / Полярнозор. ЦБС, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук ; отв. ред. О. И. Сметанина]. - 4-е. изд. - Полярные Зори : Опимах, 2017. - 220 с.

протянувшееся вдоль трассы на сто километров, можно было вести работы сразу из нескольких пунктов. Но для того, чтобы перевозить по воде партии рабочих и строительные грузы, требовалось доста­ вить на озеро необходимые плавучие средства. Строители дороги блестяще решили эту задачу. Впервые в прак­ тике железнодорожного строительства строители седьмого участка применили комбинацию сухопутных и водных перевозок, что позво­ лило вести постройку дороги ускоренными темпами сразу из не­ скольких пунктов, расположенных вдоль оз. Имандра. Подвижной состав, привезённый в Кандалакшу и собранный на берегу, был ис­ пользован для перевозки буксирного парохода и нескольких барж. Для этого воспользовались колебанием горизонтов воды во время приливов и отливов, доходящим в Кандалакшской губе до 18 футов (около 5,4 м): провели по прибрежной части морского дна рельсо­ вый путь, поставили на него порожние платформы и во время при­ лива установили над платформами буксирный пароход и баржи, которые при отливе сели на платформы, были на них укреплены и без особых затруднений перевезены в Зашеек. Там все эти суда были спущены на воду и на них погрузили паровоз, платформы, а также инструменты и материалы, после чего буксирный пароход повёл на­ груженные баржи в северный конец оз. Имандра. Основное строительство в Зашейке было сосредоточено в районе нынешнего посёлка Нива-1, ближе к реке Ниве, откуда железная до­ рога круто поворачивала на другой её берег. Однако людей на стройке было в три раза меньше, чем требова­ лось, и справиться с заданием в срок было невозможно. Поэтому ру­ ководители строительстваделали все, чтобы быстрее открыть движе­ ние по лини Мурман — Кандалакша. Рельсы на пути укладывали прямо на грунт (без устройства насыпи, только по бокам рылись ка­ навы). Мосты строили деревянные, вместо свайных или лежневых быков и эстакад применялись ряжевые опоры; металлические креп­ ления мостовых ферм заменяли деревянным подвесками; в некото­ рых местах вместо мостов сооружали фильтрующие каменные дамбы (так, чтобы не задерживать укладку пути, в 1915 г. по инициативе инженера Реентовичазадве недели через реку построили временный мост длиной около 300 м упрощённого типа конструкции инженера А. А. Боровика, впоследствии он был заменён на более прочный, с ряжевыми бревенчатыми опорами). Не соблюдались технические 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz