Город Полярные Зори и его окрестности : населенные пункты муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией : информационно-библиографический дайджест / Полярнозор. ЦБС, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук ; отв. ред. О. И. Сметанина]. - 4-е. изд. - Полярные Зори : Опимах, 2017. - 220 с.
Умбские заводчики Беляевы, заготовлявшие лес по берегам озера Имандра, доставили сюда небольшой пароход. На станции Зашеек появились лошади. Географ В.Н. Никольский, побывавший здесь в 1912 г., сообщает, что он и его спутники ехали в Кандалакшу «на ло шадях по вполне приличной дороге, ничем не отличающейся, кроме бре венчатых настилов наболотах, от нашихрусских проселочныхдорог». Превращению небольшого населенного пункта в рабочий поселок способствовало строительство железной дороги Петрозаводск —Мур манский порт (бухта Семена Коржа) 1915-1916 гг. Вопрос о строи тельстве железной дороги на Мурман поднимался неоднократно в течение почти полувека (с 1871 по 1914 гг.) и только в условиях Первой мировой войны он наконец-то был окончательно разрешён. Ещё в 1894 г. на Кольский полуостров была направлена изыскатель ская экспедиция под руководством инженера Б. А. Риппасас целью осмотра местности от Кандалакши до Колы и предварительного ис следования условий сооружения и эксплуатации железной дороги. Была произведена нивелировка пути вдоль старинного почтового тракта и сделано подробное описание местности. Выбирая направ ление дороги, которая на большей части своего протяжения должна была пройти вдоль озера Имандра, Риппас отмечал, что западный берег озера скалист и извилист, что неудобно для прокладки пути. Но строительство было отложено на неопределённое время и толь ко спустя почти 20 лет материалы экспедиции были востребованы. Впервую мировую войну, вследствиезакрытия всех российских пор тов на Чёрном и Балтийском морях, внешняя торговля России оказа лась возможной через удалённый Владивосток и в основном через Ар хангельск, по направлению к которому существовала только одна узкоколейная железная дорога от Вологды. Чтобы получать необходи мое вооружение, боеприпасы и обмундирование для армии, закупае мые за границей, Архангельский порт был срочно переоборудован, уз коколейная дорога Вологда —Архангельск переделана на широкую общероссийскую колею. Но одного этого пути оказалось недостаточно. Возникла необходимость строительства дороги к Ледовитому океану вдоль юго-западного побережья Белого моря с его удобными портами и более продолжительной навигацией, чем в Архангельске. 1 января 1915 г. последовало Высочайшее утверждение Особого Журнала Совета Министров об ассигновании кредита на построй ку железнодорожной линии Петрозаводск —Сорока. Напредстав- 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz