Город Полярные Зори и его окрестности : населенные пункты муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией : информационно-библиографический дайджест / Полярнозор. ЦБС, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук ; отв. ред. О. И. Сметанина]. - 4-е. изд. - Полярные Зори : Опимах, 2017. - 220 с.

Умбские заводчики Беляевы, заготовлявшие лес по берегам озера Имандра, доставили сюда небольшой пароход. На станции Зашеек появились лошади. Географ В.Н. Никольский, побывавший здесь в 1912 г., сообщает, что он и его спутники ехали в Кандалакшу «на ло­ шадях по вполне приличной дороге, ничем не отличающейся, кроме бре­ венчатых настилов наболотах, от нашихрусских проселочныхдорог». Превращению небольшого населенного пункта в рабочий поселок способствовало строительство железной дороги Петрозаводск —Мур­ манский порт (бухта Семена Коржа) 1915-1916 гг. Вопрос о строи­ тельстве железной дороги на Мурман поднимался неоднократно в течение почти полувека (с 1871 по 1914 гг.) и только в условиях Первой мировой войны он наконец-то был окончательно разрешён. Ещё в 1894 г. на Кольский полуостров была направлена изыскатель­ ская экспедиция под руководством инженера Б. А. Риппасас целью осмотра местности от Кандалакши до Колы и предварительного ис­ следования условий сооружения и эксплуатации железной дороги. Была произведена нивелировка пути вдоль старинного почтового тракта и сделано подробное описание местности. Выбирая направ­ ление дороги, которая на большей части своего протяжения должна была пройти вдоль озера Имандра, Риппас отмечал, что западный берег озера скалист и извилист, что неудобно для прокладки пути. Но строительство было отложено на неопределённое время и толь­ ко спустя почти 20 лет материалы экспедиции были востребованы. Впервую мировую войну, вследствиезакрытия всех российских пор­ тов на Чёрном и Балтийском морях, внешняя торговля России оказа­ лась возможной через удалённый Владивосток и в основном через Ар­ хангельск, по направлению к которому существовала только одна узкоколейная железная дорога от Вологды. Чтобы получать необходи­ мое вооружение, боеприпасы и обмундирование для армии, закупае­ мые за границей, Архангельский порт был срочно переоборудован, уз­ коколейная дорога Вологда —Архангельск переделана на широкую общероссийскую колею. Но одного этого пути оказалось недостаточно. Возникла необходимость строительства дороги к Ледовитому океану вдоль юго-западного побережья Белого моря с его удобными портами и более продолжительной навигацией, чем в Архангельске. 1 января 1915 г. последовало Высочайшее утверждение Особого Журнала Совета Министров об ассигновании кредита на построй­ ку железнодорожной линии Петрозаводск —Сорока. Напредстав- 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz