Город Полярные Зори и его окрестности : населенные пункты муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией : информационно-библиографический дайджест / Полярнозор. ЦБС, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук ; отв. ред. О. И. Сметанина]. - 4-е. изд. - Полярные Зори : Опимах, 2017. - 220 с.

последних до 1300 человек. Год от году более едущих, чем идущих... промышленники. Едущие па оленях, останавливаются не на Зашееч- ной станции, а в 15 верстах от Зашеечной к Екостровской, в лесу, на пустом месте, называемой Келиев или Кембиев, потому что тут есть мох для оленей, а на Зашеечной нет мху». Зашеек служил первой остановкой в Лапландии для шедших в Колу. В придорожной избенке, рассказывает С. В. Максимов, пут­ ники «находят немного: четыре закоптелых стены, замшенные кое- как, с щелями... В углу печка, кое-как смятая из глины с песком, по­ трескавшаяся и закоптелая; подле нее — полусгнившие нары». На всех жилья, как правило, не хватает, часть людей ночует где-нибудь у костра под елью, устроив навес из паруса. В отчете чиновника Н. Ядовина, который в 1870 г. обследовал Кольский тракт, сказано: «Станция Зашеечная в 30 верстах от Канда­ лакши; на ней новая изба шириной 2,5 сажени, длиной 3 сажени (5,2 м х 6,4 м); построена подрядчиком станции зимою очень плохо; вместо мху положено в пазах сено. В трех верстах другая изба на летней станции, старая той же меры». Тракт от Кандалакши до Зашейка неоднократно расчищался и мостился. Вице-губернатор Д. Н. Островский в 1898 г. отмечал:« Ме­ стами пешеходная дорога так хороша, что производит впечатле}ше проезжей. На некоторых протяжениях далее камни убраны в сторо­ ну илежатмаленькими барьерами. Иногда дорога суживается в тро­ пинку и вьется по гористым и каменистым переходам. На болотных местах проложенымостки и тротуары в четыре платины с круглы­ ми бревнами по бокам». В 1900 г. у южной оконечности озера Имандра на месте почтовой оленьей станции возникло постоянное поселение с дорожной стан­ цией. Хотя, как считает местный краевед И. В. Бессонова, эта дата весьма условна. Впервые она была приведена в 1929 году в сборни­ ке «Мурманский округ. Статистико-экономическое описание». От­ куда она попала туда - неизвестно. Держатели почтовой станции - экостровские лопари жили с некоторых времён в Зашейке постоян­ но и в своей тупе и в дорожной избе и их вполне можно считать ме­ стным населением. Кстати, саамское название Зашейка звучало как Няввнишк (то есть Зашеек Нивы). В 1903-1905 гг. казна, наняв подрядчиков, устроила настоящую гужевую дорогу от Кандалакши до Имандры длиною 35 километров. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz