Город Полярные Зори и его окрестности : населенные пункты муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией : информационно-библиографический дайджест / Полярнозор. ЦБС, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук ; отв. ред. О. И. Сметанина]. - 4-е. изд. - Полярные Зори : Опимах, 2017. - 220 с.
боевое задание производили только в сторону озера. А посадку — всегда против ветра и обычно со стороны сопки, планируя по ее скло ну в пяти-семи метрах над верхушками деревьев. Естественно, что аэродромный маневр был очень ограничен. Оперативная группа 48-й авиадивизии начала боевую работу в Заполярье очень активно. В течение тех суток, когда вблизи побере жья проходили караваны судов союзников, экипажи делали по два боевых вылета, особенно на Киркенес и аэродром Луостари. Военно-морская база Киркенес была надежно прикрыта средства ми ПВО. Огонь по самолетам вела не только зенитная артиллерия, расположенная на земле, но и зенитные орудия кораблей, стоявших на рейде и у причалов. Однажды наш экипаж сумел лишь с пятой попытки прорваться к цели через сплошные разрывы снарядов. Караваны судов наших союзников завремя полярной ночи 1943/44 го да всегда проходили благополучно, без потерь. Это было достигнуто благодаря хорошей организации их прикрытия силами Северного флота непосредственно в море, а также благодаря активным и эф фективным действиям ночных бомбардировщиков авиации дальнего действия по военно-морским базам и аэродромам противника. Боевая работа в Заполярье была намного сложнее, чем в средней полосе, и имела ряд только ей присущих особенностей. Метеорологические условия, в которых выполнялись боевые вы леты, были довольно сложными. Погода так быстро и резко меня лась, что никакие, даже самые опытные синоптики не могли дать достаточно точный прогноз. Поэтому исключительно большое зна чение имела воздушная разведка погоды, как на маршруте, так и в районе аэродрома. Руководитель нашей оперативной группы заместитель команди ра дивизии Герой Советского Союза подполковник Василий Ива нович Щелкунов часто лично вылетал на разведку погоды в районе аэродрома. Делал он это как перед боевым вылетом —для принятия решения на вылет, так и при подходе экипажей к аэродрому —для принятия решения о заходе на посадку. И все же иногда экипажи выполняли посадку при видимости ме нее 1000 метров, так как топлива оставалось мало, а запасных аэро дромов поблизости не было [...]. Со многими трудностями пришлось встретиться тогда мне и моим товарищам в Заполярье. И всегда, во всех случаях я обращался к 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz