Город Полярные Зори и его окрестности : населенные пункты муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией : информационно-библиографический дайджест / Полярнозор. ЦБС, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук ; отв. ред. О. И. Сметанина]. - 4-е. изд. - Полярные Зори : Опимах, 2017. - 220 с.

Важность выполнения доставленной задачи обусловливалась тем, что к тому времени возобновились перевозки оружия конвоями со- юзников на Мурманск и Архангельск. 1 октября 1943 г. Черчилль сообщил Сталину: «...Мы рассчитываем отправить в Северную Рос­ сию четыре конвоя в течение ноября, декабря, января и февраля, каждый из которых будет состоять приблизительно из 35 британ­ ских и американских судов...». Командир 8-гоавиакорпуса генерал-лейтенант авиации Н. Н. Бу- янский по указанию командующего АДД в начале ноября 1943 г. создал оперативную группу в составе четырех авиаполков: 42-го (ко­ мандир А. Д. Бабенко) и 108-го (С. К. Бирюков) из 36-й авиацион­ ной дивизии и 455-го (Г. И. Чебатаев) и 109-го (В. К. Юспин) из вновь сформированной 48-й авиационной дивизии. Экипажи опе­ ративной группы состояли из фронтовиков, имеющих опыт боевых действий в условиях Заполярья. Правда, были в группе и молодые, получившие лишь небольшой фронтовой опыт командиры экипа­ жей Леонид Касаткин, Василий Сиволобко, Владимир Потапов, Николай Купцов. Руководить группой был назначен Василий Иванович Щелку­ нов, будущий Герой Советского Союза. 25 ноября 1943 года часть группы в составе 17 самолетов Ил-4 из-под Ярославля перелетела на Север, а в ночь на 15 декабря совершила свой первый боевой вы­ лет. Три экипажа бомбили Киркенес, 12 —Луостари. До 10 апреля 1944 года авиагруппа в составе 31 экипажа с аэродромов Африкан­ да и Подужемье поддерживала проводку конвоев в Мурманск, бом­ била порты и аэродромы немцев в Северной Норвегии и Северной Финляндии —Киркенес, Луостари, Банак, Хаммерфест, Оулу, Ала- куртти, Лаксельвен, Рованиеми. Вот как вспоминал после войны об этих событиях один из непос­ редственных участников —командир экипажа Н. Купцов, ставший позднее генерал-майором авиации: «...25 ноября оперативная груп­ па 48-й авиадивизии перелетела на аэродром боевых действий. Это был весьма своеобразный и, я бы даже сказал, оригинальный аэродром. Он вытянулся на юг в сторону сопок, которые закрывали его с трех сторон. В инструкции по эксплуатации аэродрома было сказано, что на нем разрешаются полеты только днем на самолетах типа По-2 и Р-5. Мы же летали исключительно ночью на тяжелых бомбардировщиках и почти с полной бомбовой нагрузкой. Взлет на 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz