Город Полярные Зори и его окрестности : населенные пункты муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией : информационно-библиографический дайджест / Полярнозор. ЦБС, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук ; отв. ред. О. И. Сметанина]. - 4-е. изд. - Полярные Зори : Опимах, 2017. - 220 с.
Важность выполнения доставленной задачи обусловливалась тем, что к тому времени возобновились перевозки оружия конвоями со- юзников на Мурманск и Архангельск. 1 октября 1943 г. Черчилль сообщил Сталину: «...Мы рассчитываем отправить в Северную Рос сию четыре конвоя в течение ноября, декабря, января и февраля, каждый из которых будет состоять приблизительно из 35 британ ских и американских судов...». Командир 8-гоавиакорпуса генерал-лейтенант авиации Н. Н. Бу- янский по указанию командующего АДД в начале ноября 1943 г. создал оперативную группу в составе четырех авиаполков: 42-го (ко мандир А. Д. Бабенко) и 108-го (С. К. Бирюков) из 36-й авиацион ной дивизии и 455-го (Г. И. Чебатаев) и 109-го (В. К. Юспин) из вновь сформированной 48-й авиационной дивизии. Экипажи опе ративной группы состояли из фронтовиков, имеющих опыт боевых действий в условиях Заполярья. Правда, были в группе и молодые, получившие лишь небольшой фронтовой опыт командиры экипа жей Леонид Касаткин, Василий Сиволобко, Владимир Потапов, Николай Купцов. Руководить группой был назначен Василий Иванович Щелку нов, будущий Герой Советского Союза. 25 ноября 1943 года часть группы в составе 17 самолетов Ил-4 из-под Ярославля перелетела на Север, а в ночь на 15 декабря совершила свой первый боевой вы лет. Три экипажа бомбили Киркенес, 12 —Луостари. До 10 апреля 1944 года авиагруппа в составе 31 экипажа с аэродромов Африкан да и Подужемье поддерживала проводку конвоев в Мурманск, бом била порты и аэродромы немцев в Северной Норвегии и Северной Финляндии —Киркенес, Луостари, Банак, Хаммерфест, Оулу, Ала- куртти, Лаксельвен, Рованиеми. Вот как вспоминал после войны об этих событиях один из непос редственных участников —командир экипажа Н. Купцов, ставший позднее генерал-майором авиации: «...25 ноября оперативная груп па 48-й авиадивизии перелетела на аэродром боевых действий. Это был весьма своеобразный и, я бы даже сказал, оригинальный аэродром. Он вытянулся на юг в сторону сопок, которые закрывали его с трех сторон. В инструкции по эксплуатации аэродрома было сказано, что на нем разрешаются полеты только днем на самолетах типа По-2 и Р-5. Мы же летали исключительно ночью на тяжелых бомбардировщиках и почти с полной бомбовой нагрузкой. Взлет на 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz