Город Полярные Зори и его окрестности : населенные пункты муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией : информационно-библиографический дайджест / Полярнозор. ЦБС, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук ; отв. ред. О. И. Сметанина]. - 4-е. изд. - Полярные Зори : Опимах, 2017. - 220 с.

ская области поставляли цемент, Ленинградская область —облицо­ вочную плитку. Еще шли станки, оборудование, мебель и многое- многое другое. К 1969 году была проведена уже вся планировка площадей под главные объекты атомной станции. В мае 1969 г. в основание Кольс­ кой АЭС был уложен первый кубометр бетона с капсулой с соответ­ ствующим текстом о начале строительства АЭС, а уже в 1971-1972 гг. начался монтаж основного оборудования. Необходимо отметить, что строительство атомной станции за По­ лярным кругом являлось уникальным для того времени. Оно требо­ вало огромного труда экспериментаторов, математиков, химиков, ме­ таллургов, конструкторов, труда тысяч техников и рабочих. И, разумеется, труда тысяч инженеров, мастеров и рабочих-строителей. Каждый шаг к цели был трудным, ведь в решении той или иной за­ дачи не было твердых канонов. Так, примером этому может служить уникальная операция по разгрузке реактора для АЭС. Вот как она была описана в статье А. Пятницына «Операция „реактор"»21... «Когда специальный состав остановился на берегу озера, в по­ лукилометре от главного корпуса, к нему началось настоящее палом­ ничество строителей. Корпусреактора с виду был похожна обыкно­ венную железнодорожную цистерну. Впереди находился так называемый контрольный вагон суказателями габаритов реактора. Сам корпус покоился на необычном транспортере. Его в шутку назы­ вали „крокодилом “ — за сходство в форме с известным животным. Такой был один в Союзе. Он был построен специально, чтобы пе­ ревозить атомныереакторы. Длина этого „крокодила “—два вагона, колесных пар у него не две и не четыре как в обычном вагоне, а шест­ надцать. Так что нагрузка на колесную пару даже при этом огром­ ном веселишь чуть больше, чем у обычного вагона. На конструкциях транспортера с четырех сторон надпись: „Внимание! Груз сверхга- баритный, тяжеловесный! С горок не спускать! Толчки и резкие тор­ можения запрещаются! Любопытство строителей объясняется не только тем, что при­ был груз необычный. Перед ними возникли десятки инженерных про­ блем. Возникли вот почему. Завод-поставщик отгрузил корпус реак­ тора в адрес стройки раньше намеченного срока. В аппаратном отделении еще не был установлен 250-тонный кран. Не было и же- 21 Пятницын, А. Операция «реактор» / / Поляр, правда. - 1 9 7 1 .-4 окт. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz