Город Полярные Зори и его окрестности : населенные пункты муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией : информационно-библиографический дайджест / Полярнозор. ЦБС, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук ; отв. ред. О. И. Сметанина]. - 4-е. изд. - Полярные Зори : Опимах, 2017. - 220 с.
ская области поставляли цемент, Ленинградская область —облицо вочную плитку. Еще шли станки, оборудование, мебель и многое- многое другое. К 1969 году была проведена уже вся планировка площадей под главные объекты атомной станции. В мае 1969 г. в основание Кольс кой АЭС был уложен первый кубометр бетона с капсулой с соответ ствующим текстом о начале строительства АЭС, а уже в 1971-1972 гг. начался монтаж основного оборудования. Необходимо отметить, что строительство атомной станции за По лярным кругом являлось уникальным для того времени. Оно требо вало огромного труда экспериментаторов, математиков, химиков, ме таллургов, конструкторов, труда тысяч техников и рабочих. И, разумеется, труда тысяч инженеров, мастеров и рабочих-строителей. Каждый шаг к цели был трудным, ведь в решении той или иной за дачи не было твердых канонов. Так, примером этому может служить уникальная операция по разгрузке реактора для АЭС. Вот как она была описана в статье А. Пятницына «Операция „реактор"»21... «Когда специальный состав остановился на берегу озера, в по лукилометре от главного корпуса, к нему началось настоящее палом ничество строителей. Корпусреактора с виду был похожна обыкно венную железнодорожную цистерну. Впереди находился так называемый контрольный вагон суказателями габаритов реактора. Сам корпус покоился на необычном транспортере. Его в шутку назы вали „крокодилом “ — за сходство в форме с известным животным. Такой был один в Союзе. Он был построен специально, чтобы пе ревозить атомныереакторы. Длина этого „крокодила “—два вагона, колесных пар у него не две и не четыре как в обычном вагоне, а шест надцать. Так что нагрузка на колесную пару даже при этом огром ном веселишь чуть больше, чем у обычного вагона. На конструкциях транспортера с четырех сторон надпись: „Внимание! Груз сверхга- баритный, тяжеловесный! С горок не спускать! Толчки и резкие тор можения запрещаются! Любопытство строителей объясняется не только тем, что при был груз необычный. Перед ними возникли десятки инженерных про блем. Возникли вот почему. Завод-поставщик отгрузил корпус реак тора в адрес стройки раньше намеченного срока. В аппаратном отделении еще не был установлен 250-тонный кран. Не было и же- 21 Пятницын, А. Операция «реактор» / / Поляр, правда. - 1 9 7 1 .-4 окт. 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz