Город Полярные Зори и его окрестности : населенные пункты муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией : информационно-библиографический дайджест / Полярнозор. ЦБС, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук ; отв. ред. О. И. Сметанина]. - 4-е. изд. - Полярные Зори : Опимах, 2017. - 220 с.

20-й гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный полк); 17-й гвардейский штурмовой авиаполк. В годы войны с аэро­ дрома Африканды также действовали 609-й и 152-й истребитель­ ные полки. По воспоминаниям Александры Михайловны Осолод- ковой, ветерана Великой Отечественной войны (живущей в Полярных Зорях), работавшей там с мая 1941 г., а затем и служив­ шей с 1942 г. в 9-м батальоне аэродромного обслуживания, на аэро­ дроме базировались пять авиаполков. В первые месяцы войны аэродром и поселок подвергались ежед­ невным налетам, иногда до 23 бомбардировок в день. Но, несмотря на это, летчики часто ценой жизни защищали Кировскую железную дорогу, Нивскую и Нижнетуломскую ГЭС, города южной части Кольского полуострова. Летчики этих полков вписали немало геро­ ических страниц в летопись военной славы Севера. Над Африкандой в первые дни войны, защищая небо Заполярья, погиб Леонид Илларионович Иванов, командир эскадрильи 147-го авиаполка. Эскадрилья истребителей, которой командовал старший лейте­ нант Л. И. Иванов, получила приказ: прикрывать от ударов вражес­ кой авиации Кандалакшу. В небе было численное превосходство вражеской авиации. Но это не пугало советских летчиков. Днем 26 июня немецкие авиагруппы сделали очередной налет на аэродром вблизи Кандалакши. 45 вражеских машин —27 бомбар­ дировщиков и 18 истребителей прикрытия шли на аэродром. Одно­ полчане Иванова встретили врага еще на подходе. Иванов атаковал их ведущего и с короткой дистанции дал по нему очередь. Самолет врага врезался в берег озера. Строй вражеских машин был нарушен. Вне цели легли вражеские бомбы. Второй самолет сбили зенитчи­ ки. Он врезался в одну из прибрежных сопок Кандалакшской губы. Еще более напряженным для эскадрильи был следующий день (по другим сведениям это произошло через два дня —28 июня). Де­ лали много вылетов за световой день, летали на пределе физичес­ ких и моральных сил. Авиаторы в этот день сбили три бомбардиров­ щика. Надежды врага на разгром нашего аэродрома не оправдались. Враг перестроился и бросил на штурм аэродрома истребители. Под вечер пилоты эскадрильи Иванова заканчивали посадку пос­ ле, как казалось тогда, последнего боя. Комэск оставался в воздухе и последним устремился на посадку. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz