Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане: сб. док. и материалов. - Мурманск : Кн. изд-во, 1960. - ХХII,[I], 492,[2] с.

ходившие с Северной Двины, Онеги и других более от­ даленных мест. Техника лова была примитивной, она находилась в руках промышленников-скупщиков. В 1913 году годовой улов рыбы на Мурмане составил 176 тысяч центнеров. С 90 годов XIX века на Кольском полуострове стала развиваться еще одна отрасль про­ мышленности — лесозаготовки и лесопиление. В 1913 году среднегодовая численность рабочих всей промыш­ ленности края составляла 3.242 человека*. Только в годы первой мировой войны на Кольском полуострове развернулось строительство Мурманской железной д о ­ роги и портовых сооружений. Сельское хозяйство, не считая оленеводства, кото­ рым занималось коренное население тундры, совершен­ но отсутствовало в крае. Правда, на Терском берегу местные рыбаки-иомо'ры имели небольшие огороды, но их значение в экономике было ничтожно. Трудящееся население края, темное, задавленное нуждой и изолированное от центра России, от револю­ ционного пролетариата промышленных районов страны бездорожьем, было политически отсталым. Когда н а ч а ­ лось строительство железной дороги и морского порта, на Кольский полуостров по вербовке контрагентов при­ было много наемных рабочих. Но это в основном были крестьяне, и их самосознание не поднималось до глубо­ кого понимания классовой борьбы пролетариата. Экономическая и культурная отсталость края, от­ сутствие индустриального, революционного пролетариа­ та, политическая отсталость малочисленного коренного населения и неорганизованной массы пришлых «рѳсть- ян-сезонников, отсутствие организации большевиков привели к тому, что Мурманский Совет рабочих и сол­ датских депутатов оказался в руках эсеров, меньшеви­ ков, колебавшихся элементов и скрытых предателей. К тому же он не избирался трудящимися, как это делалось в других местах России, а был создан из членов сущест­ вовавших тогда общественных организаций. В большинстве своем военные моряки, солдаты, строители железной дороги и порта выразили горячее одобрение политике Советского правительства и о к а з а * Н а р о д н о е хозяйство М урм анской области. М урм анск, 1957, стр. 22, 28. IV

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz