Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане: сб. док. и материалов. - Мурманск : Кн. изд-во, 1960. - ХХII,[I], 492,[2] с.
Июльские события изменили обстановку в стране и соотно шение классовых сил, полностью разоблачили эсеров и мень шевиков как пособников буржуазии. Период двоевластия кончился, эсеро-меныневистоиие Советы стали придатками Временного правительства —• 14, 53. 2. 1 Всероссийский съ езд Советов открылся 3 июня 1917 года. На съ езде присутствовало свыше 1000 делегатов, представ лявших 358 Советов рабочих, солдатских и крестьянских д е путатов, 34 армейских и флотских организации. Огромное преобладание на съ езде имел эсеро-меньшевистекий блок, р ас полагавший в общей сложности 533 мандатами; большевики имели всего 105 мандатов. Все мелкие фракции почти б езого ворочно шли за эсерами и меньшевиками. По всем важнейшим вопросам съ езд принял соглашательские резолюци и— 14, 52. 3. На 1 съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, проис ходившем в июне 1917 года, был избран Центральный Испол нительный Комитет, состоявший в оснавно.м из эсеров и мень шевиков. ЦИК первого созыва занимал позицию сохранения блока с буржуазией, доверия Временному правительству. Сов местно с бурж уазией принимал участие в разгроме июльской демонстрации трудящихся Петрограда, в период Октябрь ской революции являлся одним из центров консолидации контрреволюционных сил — 14. 4. Весной 1917 года на Мурманской железной дороге ощущался большой недостаток рабочих рук. Рабочие, измученные тяж елы ми условиями тр уда и быта, массами покидали строительство. Этому способствовали и резкое усиление эпидемических за б о леваний, цинга, голод, особенно обострившийся к маю 1917 го да. Д а ж е солдаты военно-строительных формирований, н а х о дившиеся в несколько лучших условиях, в массовом порядке бросали работы —■ 14. 5. Вместо демократизации управление строительства Мурманской ж елезной дороги продолж ало проводить политику царского правительства. В апреле телеграммой № 43675 было объ яв лено положение об охране Мурманской дороги. По этому положению на каждом участке от Сороки до Колы со зд ав а лись специальные временные комитеты, которым присваива лись права ж елезнодорожн ой жандармерии. Управление указывало на необходимость приема в эти комитеты бывших полицейских и жандармских чинов. По административной ли нии эти комитеты должны были возглавляться «по в о зм ож ности увечными офицерами». Это решение управления Мур- манстройки вызвало решительный протест со стороны ж е л е з нодорожников Кандалакши и Мурманска, сумевших разгля деть контрреволюционное содержание создаваемых комите тов — 17. 6. Крейсер «Аскольд» прибыл в Мурманск 17 июня 1917 года из Франции. Еще в период первой империалистической войны на крейсере образовалась подпольная революционная орга низация, одним из руководителей которой был Степан Леонть евич Самохин. Матросы «Аскольда» в Мурманске составляли революционное ядро, они одними из первых выступили в п од держк у Советской власти. При оккупации Мурманска англо французскими интервентами экипаж -крейсера был разоружен, 459
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz