Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане: сб. док. и материалов. - Мурманск : Кн. изд-во, 1960. - ХХII,[I], 492,[2] с.

Июльские события изменили обстановку в стране и соотно­ шение классовых сил, полностью разоблачили эсеров и мень­ шевиков как пособников буржуазии. Период двоевластия кончился, эсеро-меныневистоиие Советы стали придатками Временного правительства —• 14, 53. 2. 1 Всероссийский съ езд Советов открылся 3 июня 1917 года. На съ езде присутствовало свыше 1000 делегатов, представ­ лявших 358 Советов рабочих, солдатских и крестьянских д е ­ путатов, 34 армейских и флотских организации. Огромное преобладание на съ езде имел эсеро-меньшевистекий блок, р ас­ полагавший в общей сложности 533 мандатами; большевики имели всего 105 мандатов. Все мелкие фракции почти б езого­ ворочно шли за эсерами и меньшевиками. По всем важнейшим вопросам съ езд принял соглашательские резолюци и— 14, 52. 3. На 1 съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, проис­ ходившем в июне 1917 года, был избран Центральный Испол­ нительный Комитет, состоявший в оснавно.м из эсеров и мень­ шевиков. ЦИК первого созыва занимал позицию сохранения блока с буржуазией, доверия Временному правительству. Сов­ местно с бурж уазией принимал участие в разгроме июльской демонстрации трудящихся Петрограда, в период Октябрь­ ской революции являлся одним из центров консолидации контрреволюционных сил — 14. 4. Весной 1917 года на Мурманской железной дороге ощущался большой недостаток рабочих рук. Рабочие, измученные тяж елы ­ ми условиями тр уда и быта, массами покидали строительство. Этому способствовали и резкое усиление эпидемических за б о ­ леваний, цинга, голод, особенно обострившийся к маю 1917 го­ да. Д а ж е солдаты военно-строительных формирований, н а х о ­ дившиеся в несколько лучших условиях, в массовом порядке бросали работы —■ 14. 5. Вместо демократизации управление строительства Мурманской ж елезной дороги продолж ало проводить политику царского правительства. В апреле телеграммой № 43675 было объ яв ­ лено положение об охране Мурманской дороги. По этому положению на каждом участке от Сороки до Колы со зд ав а ­ лись специальные временные комитеты, которым присваива­ лись права ж елезнодорожн ой жандармерии. Управление указывало на необходимость приема в эти комитеты бывших полицейских и жандармских чинов. По административной ли­ нии эти комитеты должны были возглавляться «по в о зм ож ­ ности увечными офицерами». Это решение управления Мур- манстройки вызвало решительный протест со стороны ж е л е з­ нодорожников Кандалакши и Мурманска, сумевших разгля­ деть контрреволюционное содержание создаваемых комите­ тов — 17. 6. Крейсер «Аскольд» прибыл в Мурманск 17 июня 1917 года из Франции. Еще в период первой империалистической войны на крейсере образовалась подпольная революционная орга­ низация, одним из руководителей которой был Степан Леонть­ евич Самохин. Матросы «Аскольда» в Мурманске составляли революционное ядро, они одними из первых выступили в п од­ держк у Советской власти. При оккупации Мурманска англо­ французскими интервентами экипаж -крейсера был разоружен, 459

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz