Африканда - это звучит! / МБУК ЦБС г. Поляр. Зори, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук]. – 2-е изд., испр. и доп. - Полярные Зори : [б. и.], 2018. - [71] с., включ. обл. : ил.

марок типа «Томагаук», «Харрикейн», «Кертис-52» и «Аэрокобра», африкаидский аэродром стал использоваться для дозаправки/ремонта самолетов союзников, перелетавших своим ходом на аэродромы Заполярья. В 1943 г. английский полк (в составе 60 человек), оснащенный самолетами «Спитфайр» (самолеты предназначались летчикам Северного флота), делал перелет и на неделю остановился на аэродроме Африканды. Были и другие случаи, связанные с союзниками. Об этих фактах из истории аэродрома нашлось несколько упоминаний в литературе. Местность Местоположение Описание аэродрома Нива (Африканда) Африканда 2 км восточнее станции Африканда (1202-й км Мурманской железной дороги) Хабозерская бухта, севернее станции Африканда Летное поле 1200x500м. 5 казарменных построек. 1 складское помещение, 2 малых самолетных ангара на западном краю аэродрома, 14 закрытых, 27 открытых боксов. Занят. Зимний аэродром, летное поле на льду 1550x400 м с запада на восток. Еще одним значимым в военной истории Африканды событием стало базирование на ее аэродроме с ноября 1943 по апрель 1944 гг. оперативной группы 48-й дивизии 8-го авиакорпуса АДД, составленной из экипажей двух полков (455 и 109-го) для действий на Крайнем Севере. За время военных действий летчиками, взлетавшими с аэродрома Африканда, было совершено 26978 боевых вылетов, проведено 604 воздушных боя, сброшено 1544994 кг авиабомб, сбито в воздухе 620 самолетов противника, уничтожено на земле 206 вражеских самолетов. Три года тяжелых боев в Заполярье оставили немало братских могил на земле Кольского полуострова. После войны на братской могиле воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны на кладбище п. Африканда-1 установлен памятник. На нем была укреплена мемориальная плита с надписью «Вечная слава павшим воинам!» и именами 23 погибших солдат и офицеров. В 1953 г. старый аэродром сменил новый. Здесь, одним из первых в Заполярье, был построен аэродром с БВПП 2 класса. С 1953 года аэродром стал местом базирования 431-й истребительного авиаполка, на вооружении которого состояли перехватчики Су-15ТМ. В 1993 году с аэродрома Рогачёво был переведён 641-й гвардейский ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк. Оба полка были объединены в один, получивший в сентябре 1993 наименование 470-й гвардейский Виленский ордена Кутузова истребительный авиационный полк. На вооружении 470-го ГИАП состояли истребители Су-27. Первого сентября 2001 года 470-й гвардейский истребительный авиационный полк был расформирован, а самолеты переданы в 941 истребительный авиаполк в Килпъявре, который после этого был переформирован в 9 гвардейский истребительный авиаполк. После этого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz