Африканда - это звучит! / МБУК ЦБС г. Поляр. Зори, Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [авт.-сост. Е. В. Филипчук]. – 2-е изд., испр. и доп. - Полярные Зори : [б. и.], 2018. - [71] с., включ. обл. : ил.

АЭРОДРОМ В 1937 г. вблизи Африканды-1 был создан военный гарнизон, а в 1940 г. построен военный аэродром с тем же названием. По разным сведениям в годы войны на аэродроме всего базировалось от 7 до 9 авиаполков. На сайте, посвященном военной истории Африканды-1 говорится, что здесь базировались различные авиационные части: 80-й смешанный авиаполк (до 09.01.40 г. базировался в Архангельске; 4-я эскадрилья полка имела на вооружении 11 бомбардировщиков ДБ-3; 09.01.40 г. полк перебазировался на аэродром Африканда, вошел в состав ВВС 9-й армии и принимал участие в Советско- финской войне), и несколько полков 1-ой смешанной авиадивизии: 137-й скоростной бомбардировочный авиаполк (36 самолетов СБ); 147-й истребительный авиаполк (на начало войны - И-153, затем был преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР №102 от 04.04.42 г. в 20-й гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный полк); 17-й гвардейский штурмовой авиаполк. В годы войны с аэродрома Африканды также действовали 609-й и 152-й истребительные полки. По воспоминаниям Александры Михайловны Осолодковой, ветерана Великой Отечественной войны (живущей в Полярных Зорях), работавшей там с мая 1941 г., а затем и служившей с 1942 г. в 9-м батальоне аэродромного обслуживания, на аэродроме базировались пять авиаполков. В первые месяцы войны аэродром и поселок подвергались ежедневным налетам, иногда до 23 бомбардировок в день. Но, несмотря на это, летчики часто ценой жизни защищали Кировскую железную дорогу, Нивекую и Нижнстуломскую ГЭС, города южной части Кольского полуострова. Летчики этих полков вписали немало героических страниц в летопись военной славы Севера. Над Африкандой в первые дни войны, защищая небо Заполярья, погиб Леонид Илларионович Иванов, командир эскадрильи 147-го авиаполка. В сентябре-октябре 1942 г. с аэродрома Африканды взлетали летчики оперативной группы 36-й авиадивизии для бомбежки аэродромов противника в Северной Норвегии и Финляндии - Лаксельвен, Кеми, Кемиярви и других. Описание аэродрома Африканды 1942-1943 гг. приводится в донесении немецкой разведки, в так называемой «Сборной папке о тыловой области противника перед 20-м горным корпусом по состоянию на 01.02.1943 г.», частично опубликованной в 4-м выпуске сборника «Северные конвои». Вот как он характеризуется в части, описывающей аэродромы в районе Кировск - Кандалакша: Аэродром в Африканде во время Великой Отечественной нередко становился объектом секретных операций, таких, как «Оратор» - воздушное прикрытие конвоя PQ-18, в операции участвовала 455-я эскадрилья RAAF (Королевских Австралийских ВВС), и «Параван» - уничтожение линкора «Тирпиц» в 1944 г. С конца 1941 г., когда авиачасти стали получать самолеты иностранных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz