Мурманская область. История / фот. : С. Ещенко и др. - Мурманск : Радица-М, 1998. - 31 с. : цв. ил., карты, портр., факс. - (60 лет Мурманской области :природа, история, культура, экономика, 1938-1998 : в 4 вып. / ред. В. Василевский ; вып. 2).

Мурманская область - самая северо-западная территория России. Ее история тесно связана с освоением и развитием русского Севера. Существует ряд исторических событий, оказавших исключи­ тельное влияние на становление, экономическое и культурное развитие области. Люди издавна селились на Кольском Севере, преимущественно у берегов Баренцева и Белого морей. Ловили рыбу, били морского зверя, занимались оленеводством. В конце I тысячелетия нашей эры территорию Кольского полуострова населяли саамы. Вели они кочевой образ жизни, жили родами. В XII веке Беломорское побережье начинают посещать русские поморы. Беломорское побережье полуострова они назвали Терским берегом и Терской землей (от древнего скандинавского названия Кольского полуострова "Треннес", что в переводе на русский язык значит "Терский мыс"). В конце XII века русские поморы ходили вдоль всего северного побережья Кольского полуострова, которое получило название Мурманского (от "Норман",т.е. "норвежец"). Вслед за поморами-промышленниками на Кольскую землю пришли сборщики дани Новгорода Великого. Упоминания о Терской и Кольской волостях имеются в Новгородских летописях X III- XV веков. В XV веке русские появляются на полуострове как постоянные жители. На Терском берегу возникают русские селения. К этому времени относится первое упоминание о селениях Умбе и Варзуге (1466 год). В конце ХѴ-ХѴІ веков процесс освоения русскими Кольского полуострова продолжался. Возникаютновые селения - Кандалакша,Ковда, Княжая Губа, Порья-Губа. В 1565 году впервые в источникахупоминается Кола. В 60-х годах XIX века началось интенсивное заселение Мурманского побережья. В этот период на западном побережье селились преимущественно финны и норвежцы, на востоке - русские. К этому периоду относится возникновение поселений Ура-Губа, Цып- Наволок, Вайда-Губа, Западная Лица, Титовка (западная часть побережья),Териберка, Гаврилово, Кильдин (на востоке). Колонизация Мурмана и развитие промыслов потребовали приближения к побережью органов власти и управления. 8 февраля 1883 года образовался Кольский уезд с центром в городе Кола. Более двух веков Мурманский край входил в состав Архангельской губернии. В конце XIX века на Терском берегу помимо рыбных промыслов, охоты и скотоводства начались первые лесоразработки. В 1898 году был построен и в 1899 году пущен в эксплуатацию лесозавод русского промышленника Беляева. Умбский лесопильный завод положил начало развитию лесной промышленности на Кольском полуострове. В 1899 году в Екатерининской гавани возникло новое городское поселение и порт, которому было присвоено наименование Александровск (ныне - город Полярный). Тогда же Александровск становится уездным городом. Кольский уезд переименован в Александровский. К началу XX века на Кольском полуострове проживало около 9 тыс. человек. Основным занятием русского населения Кольского Севера являлся рыбный промысел, саамов - оленеводство, рыболовство, охота. Развивалась лесопильная промышленность, в начале XX века на территории края имелось шесть лесозаводов. Дальнейшее интенсивное освоение Кольского Севера напрямую связано со строительством железной дороги Петрозаводск - Мурман. Решение о строительстве принято в декабре 1914 года и продиктовано необходимостью получения военных грузов от союзников России в первой мировой войне. Первоначально будущий морской порт на берегу Кольского залива назвали портовым поселком Семеновский, по имени бухты, где соору­ жались причалы, и ближайшего озера. В поселке разместились строители железной дороги, торгового порта и военно-морской базы; рабочие, матросы создаваемой флотилии Северного Ледовитого океана и солдаты береговых подразделений. В 1916 году был официально заложен новый город - Романов-на-Мурмане, весной 1917 года получивший название Мурманск. С этого времени Мурманск стал центром политической, хозяйствен­ ной и культурной жизни края. Строительство Мур­ манской железной дороги ослабило влияние Архан­ гельска и укрепило связи с Петроградом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz