Дергачёв, Н. Русская Лапландия : статистический, географический и этнографический очерки / сост. Н. Дергачёвым. - Архангельск : Архангельский губернский статистический комитет, 1877. - [2], 108, 132, 61 с., 2 л. табл. - Из «Архангельских губернских новостей» 1869 г.

— 8 8 - поморья. Здѣсь производится торговля СЪ Лопаря­ ми Сонгельспаго, Нотозерскаго, Килі.дннскаго, Мо- товскаго и Поченгскаго погостонъ. производится только двумя Кольскими купцами, гдѣ Лопари бе- рутъ все въ долгъ, въ счетъ будущим промы­ словъ. Эти купцы, присвоивъ себѣ монополію тор­ говли, раздѣлили ихъ селеиія между собою; они же вазначаютъ цѣну, какъ своиыъ говарамъ такъ и промысламъ Лопарей, совершенно вроизвольную и ведутъ свои дѣлра такъ, что Лопари остаются все­ гда имъ должпы. Судоотроѳніѳ в морѳплаваніе. Жители Коли издавна славились какъ отличные мореходы судо­ строители, кот рые на собствениихъ судахъ въ XVI столѣтіи ходили въ отдаленные промыслы, объ этомъ упоминается нодъ 1550 годомъ. Нь быт­ ность здѣсь экспедиціи Бурро изъ Колы ходило 30 лодей па Печору для ловли моржей. Правительст­ во, начиная съ Петра I, постоянно заботилось объ развитіи здѣсь иравильнаго судостроенія и море- плаванія. Съ этою цѣлію въ 17‘J'J году яштелямъ города Колы разрешено рубить казенный лѣсъ на починку судовъ, съ освобождевіемъ отъ сбора съ тонорпыхъ лодокъ и отъ платы иопеплыхъ денег- j . за вырубленпый на постройку лодокъ лѣсъ. I’y- бить казенный лѣеъ, для постройки мореходныхъ судовъ, дозволялось съ взиманіемъ попепныхх де- иегъ пофутною пошлиною сь длины строюіцихсл судовъ. Въ 1807 году повелѣпо браті. за лѣсъ, вы­ рубленный изъ казенныхъ дачь, половину поиен- выхъ денегъ, но чтобы суда строить по казеппымъ чертежамъ. Въ 1830 году дозволено строить суда по собствевнымъ чертежамъ. Въ 1848 году дозво­ лено жителямъ Колы брать лѣсъ безденежно изъ кпзенныхъ дачь, а въ 1850 г. они освобождены бы­ ли отъ ііредставленія чертежей судовъ къ морско

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz