Дергачёв, Н. Русская Лапландия : статистический, географический и этнографический очерки / сост. Н. Дергачёвым. - Архангельск : Архангельский губернский статистический комитет, 1877. - [2], 108, 132, 61 с., 2 л. табл. - Из «Архангельских губернских новостей» 1869 г.
— 8 8 - поморья. Здѣсь производится торговля СЪ Лопаря ми Сонгельспаго, Нотозерскаго, Килі.дннскаго, Мо- товскаго и Поченгскаго погостонъ. производится только двумя Кольскими купцами, гдѣ Лопари бе- рутъ все въ долгъ, въ счетъ будущим промы словъ. Эти купцы, присвоивъ себѣ монополію тор говли, раздѣлили ихъ селеиія между собою; они же вазначаютъ цѣну, какъ своиыъ говарамъ такъ и промысламъ Лопарей, совершенно вроизвольную и ведутъ свои дѣлра такъ, что Лопари остаются все гда имъ должпы. Судоотроѳніѳ в морѳплаваніе. Жители Коли издавна славились какъ отличные мореходы судо строители, кот рые на собствениихъ судахъ въ XVI столѣтіи ходили въ отдаленные промыслы, объ этомъ упоминается нодъ 1550 годомъ. Нь быт ность здѣсь экспедиціи Бурро изъ Колы ходило 30 лодей па Печору для ловли моржей. Правительст во, начиная съ Петра I, постоянно заботилось объ развитіи здѣсь иравильнаго судостроенія и море- плаванія. Съ этою цѣлію въ 17‘J'J году яштелямъ города Колы разрешено рубить казенный лѣсъ на починку судовъ, съ освобождевіемъ отъ сбора съ тонорпыхъ лодокъ и отъ платы иопеплыхъ денег- j . за вырубленпый на постройку лодокъ лѣсъ. I’y- бить казенный лѣеъ, для постройки мореходныхъ судовъ, дозволялось съ взиманіемъ попепныхх де- иегъ пофутною пошлиною сь длины строюіцихсл судовъ. Въ 1807 году повелѣпо браті. за лѣсъ, вы рубленный изъ казенныхъ дачь, половину поиен- выхъ денегъ, но чтобы суда строить по казеппымъ чертежамъ. Въ 1830 году дозволено строить суда по собствевнымъ чертежамъ. Въ 1848 году дозво лено жителямъ Колы брать лѣсъ безденежно изъ кпзенныхъ дачь, а въ 1850 г. они освобождены бы ли отъ ііредставленія чертежей судовъ къ морско
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz