Дергачёв, Н. Русская Лапландия : статистический, географический и этнографический очерки / сост. Н. Дергачёвым. - Архангельск : Архангельский губернский статистический комитет, 1877. - [2], 108, 132, 61 с., 2 л. табл. - Из «Архангельских губернских новостей» 1869 г.

- 31 - обще близъ воды, Вѣроятно, Лопари поклонялись, преимущественно, сейдамъ стариннымъ, поставлен- нымъ ихъ отцами, потому что горному кочующе­ му Лопярю было невозможно ставить своихъ сейдъ повсюду, куда его иепривели бы обстоятельства. Горный Лопарь могъ только каждый годъ ставить новыхгь сейдъ, особенно осенью, когда онъ би.іъ своихъ оленей и имѣлъ удобный случай приносить жертвы. Лопари не имѣли ни храмовъ, ни другихъ святилищъ для идоловъ: обыкновенно, стояли они на чистомь воздухіц и иногда въ горныхъ ущель- яхъ. Такъ ігакъ оть идоловъ ожидали счастья во всѣхъ предпріятілхъ, то чаще всего ставили ихъ подлѣ сноихъ жилищъ или обыкновенныхъ мѣстъ охоты и рыбныхъ промысловъ. У Лопарей суще­ ствовало повѣрье", что боги присутствуютъ тамъ, гдѣ величава природа. На такихъ шѣстахъ, преи­ мущественно, и ставили иетукановъ и приносили имъ жертвы. Особенно ставили ихъ на высокихъ горахъ и при шумныхъ водопадахъ. Гдѣ стоялъ истукннъ, все ыѣсто кругомъ было священное и называлось passe. Отъ того въ Лапландіи попада­ ется такъ много мѣстъ съ этимь именемъ passe waare (священная гора), passe jaure (священное озеро). Часто на одиомъ мѣстѣ стояло нѣсколько сейдъ: одни болыиіе, другіе поменьше. Вмѣстѣ они представляли собою семыо боговъ. Самый большій изъ нихъ былъ отцомъ хозяиномъ,—Сторъ- юнкаре, по словамъ Рени. Тотъ же ученый гово­ рить, что одипъ изъ маленькихъ сейдт. представ- лялъ собою жену Сторъ-юнкара, а остальные его сыновей, дочерей, слугъ и работнищ>, Онъ же расгсазываетъ, что мѣста для сейдъ'имѣли опредѣ- ленныя гриницы, переступать кото'рыя строго вос­ прещалось беременнымъ ‘женщинамъ, иначе онѣ подвергались смерти. Мужчины также не смѣлн

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz