Дергачёв, Н. Русская Лапландия : статистический, географический и этнографический очерки / сост. Н. Дергачёвым. - Архангельск : Архангельский губернский статистический комитет, 1877. - [2], 108, 132, 61 с., 2 л. табл. - Из «Архангельских губернских новостей» 1869 г.
- 31 - обще близъ воды, Вѣроятно, Лопари поклонялись, преимущественно, сейдамъ стариннымъ, поставлен- нымъ ихъ отцами, потому что горному кочующе му Лопярю было невозможно ставить своихъ сейдъ повсюду, куда его иепривели бы обстоятельства. Горный Лопарь могъ только каждый годъ ставить новыхгь сейдъ, особенно осенью, когда онъ би.іъ своихъ оленей и имѣлъ удобный случай приносить жертвы. Лопари не имѣли ни храмовъ, ни другихъ святилищъ для идоловъ: обыкновенно, стояли они на чистомь воздухіц и иногда въ горныхъ ущель- яхъ. Такъ ігакъ оть идоловъ ожидали счастья во всѣхъ предпріятілхъ, то чаще всего ставили ихъ подлѣ сноихъ жилищъ или обыкновенныхъ мѣстъ охоты и рыбныхъ промысловъ. У Лопарей суще ствовало повѣрье", что боги присутствуютъ тамъ, гдѣ величава природа. На такихъ шѣстахъ, преи мущественно, и ставили иетукановъ и приносили имъ жертвы. Особенно ставили ихъ на высокихъ горахъ и при шумныхъ водопадахъ. Гдѣ стоялъ истукннъ, все ыѣсто кругомъ было священное и называлось passe. Отъ того въ Лапландіи попада ется такъ много мѣстъ съ этимь именемъ passe waare (священная гора), passe jaure (священное озеро). Часто на одиомъ мѣстѣ стояло нѣсколько сейдъ: одни болыиіе, другіе поменьше. Вмѣстѣ они представляли собою семыо боговъ. Самый большій изъ нихъ былъ отцомъ хозяиномъ,—Сторъ- юнкаре, по словамъ Рени. Тотъ же ученый гово рить, что одипъ изъ маленькихъ сейдт. представ- лялъ собою жену Сторъ-юнкара, а остальные его сыновей, дочерей, слугъ и работнищ>, Онъ же расгсазываетъ, что мѣста для сейдъ'имѣли опредѣ- ленныя гриницы, переступать кото'рыя строго вос прещалось беременнымъ ‘женщинамъ, иначе онѣ подвергались смерти. Мужчины также не смѣлн
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz