Лоберг, М. Из воспоминаний о службе в Архангельской губернии // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – 1911. – № 13. - С. 25-36.
№ 13 Извѣстія Архангельскаго Общества 30 Иачетчикъ подошелъ къ шкапу и пыпулъ оттуда картину . — Еотъ такія картинки опъ па всѣхъ станц іяхъ пооставлялъ: то на иншіъ положена, то подъ скатерть , то въ ста іщіонную книгу, На картипкѣ была изобрпжева окруженная цѣпыо толпа безобраз- пыхъ, со звѣрскими лицами мужчинъ, которыхъ сатана тащитъ въ адъ, представленный въ нндѣ топящейся печки. Отверстіѳ печи было очень мало сравнительно съ фигурами грѣшннковъ п громадпаго сатаны. Подъ картиной круішымъ щрифтомъ напечатано: „расколоучители“ . — Картинка обидная, а уничтожить ее боимся; еще отвѣчать при дется. —- Вы добровольно ходите на бесѣды съ миссіоперомъ или васъ принуждаютъ? — Насъ не принуждаютъ, сами и в о й ра зъ поЙдемъ отъ скуки, да никакого толку не бываетъ: опъ свое, а мы свое , такъ и разойдемся. Изъ Керети мпѣ предстояло сдѣлать больше тысячи вѳрстъ, чтобы посѣтить два училища: в ъ с. Кузоменн на Терскомъ берегу и въ г. Колѣ . Въ с. Княжь Губѣ мрачный хозяанъ станціи слросилъ меня, зиа- комъ-ли я съ губернатором^. — Попроси ка ты его, чтобы къ намъ париходъ заходилъ, Тогда мы сами будемъ селедку въ Лрхангельскъ возить, а то здѣшн іѳ купцы совсѣмъ задешево берутъ , Изъ разговора выяснилось, что по чьему-то совѣту жители Кпяжь- Губы подали въ морское министерство ирошеиіѳ, чтобы къ нимъ захо- дилъ пароходъ (товарищества архангельско-мурманскаго пароходства, получающаго большую субслдію отъ казны) , и только черезъ годъ ми нистерство удосужилось ответить , что съ этой просьбой крестьяне дол жны обратиться къ губернатору. Но просьбѣ крестьяпъ , я написалъ имъ прошеиіѳ. Отъ с. Ковды, рас положен наго у Кандалакшской губы, мпѣ нужно было переѣхать черезъ эту губу па Тѳрекій (южный) берегъ Кольскаго полуострова. Заливъ покрылся льдомъ и снѣгомъ еще к ъ январю, по черезъ пего никто еще но 'Ііздилъ въ эту зиму. Рано утромъ подали оленей. Санки для мепя имѣли форму и величину гроба, поставлеппаго на полозья. Надъ сапками были поставлены двѣ низкихъ кибиточки, об- раіценныхъ одна къ другой отверстіями. Между кибитками оставлено узкое отверстіе, чтобы влѣзать въ этотъ оригинальный экипажъ , въ ко- торомъ всего удобнѣе было лежать на спипѣ. Ч а совъ въ восемь мы тро нулись. Впереди на іьарѣ сильныхъ оленей ѣ х а лъ въ легкихъ саноч- кахъ, похожнхъ па миніатюриыя дровни, ямщикъ лопарь , къ его сап- камъ была привязана пара оленей, везшихъ меня , къ моимъ— пара съ моей кладью. Сзади ѣхалъ второй ямщикъ , наблгодавшій за всѣмъ по- ѣздомъ. Къ его сапкамъ было привязано нисколько запасиыхъ оленей— для замѣны у сталыхъ. Привязанные олени па ходу упирались , такъ что передняя пара тащила весь поѣздъ, только ямщикъ сзади Ѣхалъ от- дѣльно. Оленей привязываютъ оттого, что Пезъ ирнвязи они убѣгутъ въ лѣсъ, какъ это разъ и сдѣлала пара, везшая мои вещи. І Іамъ предсто яло прокладывать дорогу по глубокому спѣгу черезъ заливъ н а р а з с т о - яніи двадцати вѳрстъ. Тащились цѣлый день и уже въ сумерки добра лись до берега. Олени совсѣмъ обѳзсилѣли, а до станпін было еще д е сять верстъ. Мы остановились въ курной избушкѣ , поставленной на б е регу для путниковъ, застигнутыхъ метелью или морозомъ. Возлѣ избу шки лежала вязанка дровъ. Затопили нечь и открыли дверь. Скоро изба
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz