Лоберг, М. Из воспоминаний о службе в Архангельской губернии // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – 1911. – № 13. - С. 25-36.

JV* 13 Извѣстія Архангельская Общества 28 по видѣть этотъ дворецъ среди 4—5 избушекъ бѣдпой глухой деревни, отъ которой до ближайшего почтоваго отдѣлѳпія больше ста верстъ. Отъ Кимасъ-Озера до Вокпаволока (на грапицѣ съ Финляндіей, какъ и Кимасъ-озеро) 100 вѳрсгь. Здѣсь школя новее пе „училась*4, потому что прежиій свящешшкъ уѣхалъ еще лѣтомъ , а новый только что нріѣхалъ. Когда я гіришелъ къ священнику , опъ и жена его, оба совсѣмъ юные, сид'Ьли въ прихожей на супдѵкѣ, п ер ед г которымъ на широкой скамьѣ стоялъ кипящій самоваръ . Никакой другой мебели я не замѣтплъ. — Вотъ положеніе,—сказалъ свящѳшшгсь: нр іѣхали за |тысячу верстъ съ одіпімъ суцдучкомъ. а тутъ иустой домъ да еще всю зиму пе топленый. Заняли у сосѣдой дровь, вотъ эту скамейку и п о к а жнвемъ въ передней. Нужно сказать, что въ Архангельской губершн причтовые дома обязаны строить и ремонтировать на свой сче гь прихожане . Понятно, дома строятся кое-какъ, а добиться отъ крестьянъ ремонта очень т р у д ­ но и въ яравославпыхъ прнходахъ, не говоря ужъ о старонйрческихъ . Поговорили мы со евнщенникомъ о школѣ и рѣпшли т акъ , что до лѣта будетъ учить жена священника, окончившая е п а р х і а лыю е учили­ ще, а съ осени нужно прислать особаго учителя. Последняя школа была въ болыпомъ селѣ Ухтѣ , адмип истратив- помъ ц ешрѣ Карѳліи, такъ какъ здѣсь живѳтъ единственный въ краѣ представитель власти у рядникъ . Сюда наѣзжаютъ изъ Кеми и другіѳ чи­ новники. Ухтинцы говорятъ по-русски лучше , чѣмъ обитатели другихъ иосѣщеішыхі , мною деревень. Свяіценникъ также почти пе посѣщалъ школы, хотя ив сознавался въ этомъ и увѣрялъ , будто карѳльск ія дѣти такъ глупы, что нхъ трудно чему нибудь научить, Возвращаясь изъ школы, я услышалъ въ пдномъ домикѣ гуль дѣгскихъ голосовъ и заіпелъ туда. Въ небольшой комнатѣ сидѣло за тремя партами около двадцати карелокъ 14— 17 дѣтъ . Вс.ѣ громко чи­ тали часословъ. Ру с с к а я печь топилась во весь ра звалъ . И з ъ сосѣдпей комнаты нышла молодая женщина, непричѳсанная , въ ситдевомъ капотѣ. — Позвольте спросить, вы учительница? — Я жена урядника и учительница. — Чему-же здѣсь учатъ? — Читать по-славянски и по русски в писать. • — Сначала по-русски? — Нѣтъ , сначала по-славянски. — Л говорить по-русски учите? — ГІѢтъ. — Для чего-же тогда грамота? — Если какая поѣдетъ въ Россію, выучится тамъ говорить , г р а ­ мота пригодится. — Отчего у васъ славянское чтѳиіѳ прежде русскаго? — Батюшка такъ ириказалъ, чтобы онѣ поскорѣе могли въ ц ер ­ кви читать. Я простился и у т е л ъ . На мой взглядъ, карелы несимпатичны.’ .очень любятъ жаловаться на свою бѣдиость, па чииовниковъ и свяпшшшковь , злословить и на- смѣхаться. Жизнь нхъ» конечно, трудна: при небольшой площади удоб- пиіі земля своего х лѣ б а всегда мало, не говоря уже о частыхъ нѳуро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz