Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.

тыГг горнъ съ пряною надъ нимъ трубою; сложена она изъ плит­ няка на глин'Ь, и, нужно сказать, такая печь довольно практична: она не дымишь, быстро нагреваешь избу и отлично вентилируетъ ее; въ то же время она удобна для иагргЬванш воды и для прп- готовлешя пищи. Хотя подобная станщя и не представляешь боль- шихъ удобствъ, но все-таки путникъ можешь скрыться въ ней отъ непогоды, согреться и даже устроиться на ночлегъ. Содержа­ тели станщй обязаны л'Ьтомъ. на каждомъ пере^здЬ водою. иметь известное число лодокъ и гребцовъ, которые въ то же время слу- жатъ провожатыми и носильщиками по сухопутнымъ переходамъ; зимою для переезда отъ одной станщй до другой содержится со­ ответствующее число оленей. Хотя Зашеечная станщя, въ ожпдаши нашего проезда, была начисто выскоблена п. невидимому, въ ней произведен!» некото­ рый ремонта. шЬмъ не менее она пришла уже въ такую ветхость, что притолкп вываливались отъ перваго толчка, сшЬны просве­ чивали и ветер!, свободно врывался въ прогнивине углы. Вообще весь перегонъ ошь Кандалакши оказался не вполне псправнымъ: мостки во многихъ местахъ прогнили и проваливались, некото­ рый лодки обветшали и давали течь, а потому я предложилъ кем­ скому исправнику немедленно перестроить станцш, а также при­ вести въ исправность лодки и мостки. На другое утро задулъ довольно сильный северный, противный намъ ветеръ. Между шЬмъ, намъ предстоял!, следуюшдй переход!, до Экостровской станщй, въ 30 верстъ, все время по озеру Имандре. Крупныя волны ударяли о каменистые берега, по ихъ гребнямъ катилась белая пена, — по местному выраженш. барашки; озеро приняло темно-свинцовую окраску, и вообще все предвещало не­ доброе. Разсчитывая, что къ ночи, быть-можетъ, ветеръ утихнешь, мы только въ 5 часовъ вечера решились сесть въ лодки. Но наши надежды не оправдались, ветеръ дулъ все съ тою же силою, съ севера, озеро бушевало, пдти подъ парусами было невозможно и только благодаря силе и ловкости нашихъ гребцовъ-солдатъ, боль­ шею частью уроженцевъ Мезенскаго, Печорскаго и Кемскаго уез- довъ, съ малолетства привыкшихъ къ воде и не разъ уже поби­ вавших!, на промыслахъ въ море, мы подвигались впередъ. При- чалпвъ раза два къ берегу для отдыха п осмотра береговъ. мы. наконец!», довольно-таки утомившись, прибыли къ Экостровской станщй 18-го шня. въ 1 ночи, сдЬлавт,, такимъ образомъ, тридцати­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz