Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.

252 влешя,—п даже очень хорошую сельтерскую воду отъ Грахе изъ Казани. Что въ ренсковомъ погреб-!; оказался хересъ и друпе кргЬп- K ie напитки, — это нисколько неудивительно. Зыряне вообще очень много ныотъ водки п вина, при чемъ зажиточные предпочитают?, больше вино. Здесь настолько все приноровлено къ оденямъ, что зыряне и напитки употребляютъ, сообразуясь съ т4мъ, сколько у кого оленей; такъ, у кого ихъ менгЬе тысячи головъ, тотъ удовле­ творяется водкою, у кого больше тысячи, тотъ уже пьетъ коньякъ чердынскаго прпготовлешя, а у кого две тысячи оленей, тотъ счп- таетъ свопмъ долгомъ ппть хересъ. Разумеется, коньякъ п хересъ такого сорта, что безъ сельтерской воды обойтись бываетъ трудно. Къ осени баржи нагружаются местными товарами: семгою и другою рыбою, мЬхами, тюленьимъ саломъ, дичью, и буксируются вверхъ по Печоре до Якшинской пристани, где пароходы оста­ ются на зимовку, а привезенный товаръ сухимъ путемъ перево­ зится на Каму. Отъ Усть-Цыльмы мы проплыли внизъ по Печере до села Куп— разстояше въ 280 верстъ — не более 20-тп часовъ. Печора пора­ жаете, своею шириною и массою воды, но берега ея очень непри­ глядны: корявая растительность, песчаныя отмели и безконечные, насколько видптъ глазъ, не то луга, не то тундры п болота, крайне однообразные и унылые, точно пустыня. Со временемъ, когда установятся правильный пароходныя со­ общешя какъ между Архангельскомъ и Печорою, такъ и вверхъ по этой реке, с. Куя обещаете, сделаться значительнымъ торго- вымъ центромъ края. Хотя Куя расположена въ 120-ти верстахъ отъ устья Печоры, но морсхае пароходы свободно доходятъ до этого места. Верстахъ въ 50-тп отъ Куи, Печора начинаете, уже де­ литься на несколько рукавовъ, которые дробятся все больше и больше, образуютъ множество острововъ и вливаются, наконецъ, въ океанъ, въ числе слишкомъ 20-тп протоковъ, которые, все вместе, составляютъ огромную дельту этой реки. Главный фарва- теръ имеете, отъ 20-тп до 30-ти футовъ глубины и лишь въ немно- гихъ мЬстахъ паходятся въ немъ мели, которыя довольно трудно обходить, темъ более, что никакпхъ знаковъ на фарватере не поставлено. Подходя къ Куе, мы увидали большой пароходъ «Норден- шильдъ» купца Сибирякова. Самъ хозяпнъ, поручивъ капптану ожидать меня п предоставпвъ пароходъ въ мое полное распоряже-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz