Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.
Желая начать разговоръ съ ними, тадебей начпналъ тпхо уда рять деревянною палочкою въ свой бубенъ и затЬмъ, подогрЬвъ кожу на огнЬ, отчего она сплыгЬе натягивалась п звучала болЬе р'Ьзко, постепенно успливалъ удары, производя сильные, р-Ьзкге звуки и сопровождая ихъ тнхою протяжною пЬснею. Когда, по его расчету, тадебцш должны были уже явиться, онъ умолкалъ и па- чиналъ мнимый разговоръ съ ними, а зат'Ьмъ сообщалъ слушате- лямъ pbnienie духовъ, состоявшее обыкновенно въ приказанш при нести жертву Нуму или дьяволу, пли же сампмъ тадебщямъ. Пуму обыкновенно на высокой гор'Ь приносился въ жертву б'Ьлый олень, а остальнымъ духамъ молено было жертвовать и собаку. Самый об- рядъ жертвоприношешя состоял?. въ томъ, что животное давили или закалывали, отрубленную его голову вЬшали на колъ, а мясо сырое съгЬдали тутъ же. Ни храмов?,, ни кумиренъ для ностояннаго совершешя свопхъ обрядовъ самоЬ.ды не имЬли; у нпхъ существовали для этого лзбранныя мЬста — горы пли урочища, пзобиловавпня зв'Ьрямп или оленями, какъ, напр., островъ Вайгачъ, роща Кузьмпнъ пе- ре.тЬсокъ, близъ города Мезени, и т. д. Кодекс?, нравственныхъ правил?. само'Ьдовъ-язычников?,, по свидЬтельству лиц?., знакомых?, съ прежним?, их?, бытом?,, содер жал?. въ себ'Ь немало согласиаго и съ хрпстаанстаюмъ. Воровство, обиды, убийство, гордость, излишество считались предосудительными п строго предписывалось почитать богов?.,1родителей и старших?., заботиться о своем?, семейств!;, помогать нуждающимся и т. д. Всл'Ьдстаие постоянных?, сношешй съ русскими, самоЬды еще до принятая хрлстаанства усвоили себ'Ь иЬкоторыя хрпстаансшя в'Ьровашя. Архимандрптъ Вешамипъ, между прочим?,, замечает?., что особенным?, почпташем?. у само’Ьдовъ издавна пользовался Николай Чудотворец?,. «Почитай велпкаго Николу и выполняй об'Ьтъ, какой дал?. слугЬ Вожпо Нпкол'Ь» — было у пихт, давно уже общим?, правилом?,. Первьтя серьезныя мЬры къ искоренешю язычества среди са- моЬдовъ были приняты въ первой половин!; нынЬшняго столЬтая. Въ 1822 г., когда некоторые самоЬды Канинской тундры сами изъ явили желаше креститься, особой духовной Miiccin, иод?, руковод ством?. cificKaro архимандрита BeiiiaMnna, было поручено обрати т е само'Ьдовъ въ хрпстаанство. Архпмандрптъ BeiiiaMini?, начал?, свои мпссюнерсше труды съ Пустозерскаго прихода, при устьях?,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz