Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.
235 за дурную, напротив!», терпишь нпщету. О будущей жизни самоеды, невидимому, не имели никакого представлешя. Дьявола Аа они считали злылъ духомъ, котораго надлежало постоянно умилости влять, принося ему въ жертву оленя плп собаку. Кром’Ь дьявола, въ миоологш самойдовъ существовалъ еще целый рядъ другпхъ бо- говъ, подвластных!, Пуму: это хитрые н злые духи— «тадебцш»; число ихъ неопределенное п они постоянно вредятъ людямъ, несмотря на запрещение Пума. Эти духи нисколько сходны съ «хегами»—до машними богами, которым!, самоеды открывают!, свои желашя и къ которымъ обращаются за помощью во всЬхъ предпр1япяхъ, особенно на охошЬ. Но между хегами и тадебщями то разлшйе, что съ первыми можетъ беседовать всяшй, тогда какъ вторые д о с т у п н ы лишь особымъ жрецамъ—тадебеямъ. Хегн бываютъ двухъ родовъ: искусственные и естественные; первыхъ делали сами са моеды въ внд'Ь грубыхъ подобШ человека, а вторыми служили куски камня, дерева и л и друпе предметы природы, находимые са- мо'Ьдами въ тундре и почему-либо годные, по ихъ богословским!, шщяпямъ, служить богами. Найдя такую редкость, самоеды окуты вали ее разными пестрыми лоскутками н па особыхъ небольших!, саикахъ возили съ собою всюду, куда бы только ни отправлялись. Но были и друпе хеги, которые принадлежали целому народу и ставились при такихъ урочпщахъ, гдгЪсамоеды собирались въ боль шом!, количеств^ для промысла звЬрей, для рыбной ловли и пасть бы оленей; они обыкновенно состояли пзъ скалг, и камней, похо жих!, фигурою на челов'Ька. По образцу уже этпхъ кумировъ са моеды ставили деревянныхъ, большихъ и малыхъ, боговъ, кото рыхъ называли «сядеямп». Группа такпхъ деревянныхъ «сядеевъ» была найдена въ 185G году въ южной части острова Вайгача, а съ ними вм'ЬстЪ и фигуры двухъ главныхъ само'Ьдскпхъ идоловъ — «Весако» (старикъ) и «Хадако» (бабушка). На мЬстахъ охоты мелше сядеи» ставились, преимущественно, у иесцовыхъ и лпсьихъ норъ. Обращаясь съ просьбою къ свопмъ богамъ, само’Ьдъ долженъ непременно принести пмъ жертву. Когда просить о счастливой охошЬ, то жертву можетъ приносить всяшй; при более же важныхъ обстоятельствахъ, жертвоприыошеше должно быть совершено та- дебеемъ. Тадебей у самоедовъ игралъ роль фокусника и самъ- ио-себе пли ничего не значилъ, или значить очень мало. Все его значеше сводилось къ тому, что онъ могъ вступать въ общеше съ хитрыми и лукавыми тадебщями, которые только надъ старпкомъ-та- 17*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz