Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.

235 за дурную, напротив!», терпишь нпщету. О будущей жизни самоеды, невидимому, не имели никакого представлешя. Дьявола Аа они считали злылъ духомъ, котораго надлежало постоянно умилости­ влять, принося ему въ жертву оленя плп собаку. Кром’Ь дьявола, въ миоологш самойдовъ существовалъ еще целый рядъ другпхъ бо- говъ, подвластных!, Пуму: это хитрые н злые духи— «тадебцш»; число ихъ неопределенное п они постоянно вредятъ людямъ, несмотря на запрещение Пума. Эти духи нисколько сходны съ «хегами»—до­ машними богами, которым!, самоеды открывают!, свои желашя и къ которымъ обращаются за помощью во всЬхъ предпр1япяхъ, особенно на охошЬ. Но между хегами и тадебщями то разлшйе, что съ первыми можетъ беседовать всяшй, тогда какъ вторые д о ­ с т у п н ы лишь особымъ жрецамъ—тадебеямъ. Хегн бываютъ двухъ родовъ: искусственные и естественные; первыхъ делали сами са­ моеды въ внд'Ь грубыхъ подобШ человека, а вторыми служили куски камня, дерева и л и друпе предметы природы, находимые са- мо'Ьдами въ тундре и почему-либо годные, по ихъ богословским!, шщяпямъ, служить богами. Найдя такую редкость, самоеды окуты­ вали ее разными пестрыми лоскутками н па особыхъ небольших!, саикахъ возили съ собою всюду, куда бы только ни отправлялись. Но были и друпе хеги, которые принадлежали целому народу и ставились при такихъ урочпщахъ, гдгЪсамоеды собирались въ боль­ шом!, количеств^ для промысла звЬрей, для рыбной ловли и пасть­ бы оленей; они обыкновенно состояли пзъ скалг, и камней, похо­ жих!, фигурою на челов'Ька. По образцу уже этпхъ кумировъ са­ моеды ставили деревянныхъ, большихъ и малыхъ, боговъ, кото­ рыхъ называли «сядеямп». Группа такпхъ деревянныхъ «сядеевъ» была найдена въ 185G году въ южной части острова Вайгача, а съ ними вм'ЬстЪ и фигуры двухъ главныхъ само'Ьдскпхъ идоловъ — «Весако» (старикъ) и «Хадако» (бабушка). На мЬстахъ охоты мелше сядеи» ставились, преимущественно, у иесцовыхъ и лпсьихъ норъ. Обращаясь съ просьбою къ свопмъ богамъ, само’Ьдъ долженъ непременно принести пмъ жертву. Когда просить о счастливой охошЬ, то жертву можетъ приносить всяшй; при более же важныхъ обстоятельствахъ, жертвоприыошеше должно быть совершено та- дебеемъ. Тадебей у самоедовъ игралъ роль фокусника и самъ- ио-себе пли ничего не значилъ, или значить очень мало. Все его значеше сводилось къ тому, что онъ могъ вступать въ общеше съ хитрыми и лукавыми тадебщями, которые только надъ старпкомъ-та- 17*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz