Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.
234 выделяется въ особую группу, занимающую среднее место между монголами и финнами. ИзслгЬдователь быта ннороддевъ Сибпри, М. II. Ядрппцевъ, относя само’Ьдовъ, вместе съ енисейскими остя ками и другими родственными имъ племенами, въ особую семью «саянцевъ ;, говорить, между прочпмъ: «въ этихъ нлеменахъ, по на шему мнешю, лежать переходный степенп отъ чпстыхъ монголовъ къ финнамъ». Область, занятая ньнгЬ самоедами въ Архангельской губернш, делится на три земли или тундры: Большую землю—по-самоед ски Aarka ja, Тиманскую или Малую землю—Xuda ja, т.-е. сред няя земля, и Канпнскую Sale ja, т.-е. носъ-земля, а по мЬстамъ приписки для взноса ясака самоеды раздЬляются на пустозер- скпхъ, усть-дыльменскихъ, ижемскпхъ и мезенскихъ. Изъ всЬхъ инородцевъ Архангельской губернш самоеды, до сихъ поръ еще не оставляющее кочевого образа жизни, более дру- шхъ сохранили сл’Ьды родового быта,—особенно бол’Ье удаленные самоЬды Большеземельской тундры. У канинцевъ и тимандевъ ро довое начало уже заметно сгладилось и выдвинулось значеше семьи, хотя они еще сохраняютъ въ памяти происхождеше отдЬльныхъ семействъ отъ того или другого рода, но эти семейства нынЬ уже не связываются въ самостоятельныя родовыя единицы. На сколько родовъ подразделялось само'Ьдское племя,—въ точности неизвестно. Пславпнъ, архимандритъ Вешаминъ и друпе называютъ, между прочпмъ, следующее роды архангельскпхъ самоедовъ: Тызш, JIo- гаи, Тарбареи, Выучен, Хатанзеи, Валей, Пирирки, Апичины и Ванюта. До принятая хриспанства, т.-е. до начала нынешняго столетая, самоеды были последователями шаманства; они веровали въ вер ховное существо (Нумъ), дьявола (Аа), духовъ (тадебщевъ) и до- машнихъ боговъ (хеговъ). Высппй духъ, все сотворпвшш и го сподствующи! надъ м1ромъ, есть Нумъ, который находится въ пространстве и носылаетъ громъ, молшю, дождь, снЬгъ и бурю. Самоеды олицетворяютъ его въ солнце, звездахъ, въ море и во всЬхъ вообще явлешяхъ природы. Обицй мрачный взглядъ самоЬда на жизнь и на человека пе- ренесенъ имъ и на высшее божество. Земля и весь родъ челов’Ь- ческШ, по его ионяиямъ, настолько нечисты, что Нумъ никогда не смотритъ на нихъ. ТЬмъ не менЬе, человекъ за хорошую жизнь получаетъ отъ Нума оленей, лисицъ и всякаго рода богатства, а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz