Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.
223 возстановпть его лишь въ общпхъ чертахъ и притомъ бо.тЬе пли менЬе гадательно. Во всякомъ случай, ихъ первоначальный образъ жизни былъ кочевой или полукочевой, какъ и всгЬхъ иародовъ ал тайской группы, а первоначальныя жилища были землянки—обнцй тппъ жилищъ Чуди, развалины которыхъ теперь известны подъ пменемъ «Чудскихъ могилъ». Устройство зырянскихъ пзбъ заим ствовано ими впосл'Ьдствш у русскпхъ. НесомнЬнно, отъ русскпхъ зыряне научились и земледЬ.пю. Средства къ жизни пмъ давала охота и рыболовство. Рыба и мясо являлись главными, если не единственными, пищевыми продуктами, при чемъ они употребляли въ пищу даже лошадиное и беличье мясо, отчего зырянъ иногда и называютъ, въ насм'Ьшку, «векшейдами». Древне-зырянская релипя — язычество, въ форм!» шаманства, общаго всей Чуди, волхвы и знахари которой нередко пользова лись большнмъ авторитетом!» даже въ глазахъ русскпхъ. Въ жертву своимъ богамъ, пзъ которыхъ особенно пзвЬстны Войпель («вой»— с'Ьверъ, «нель»—ухо) и жена его, Золотая баба (отожествляемая iii- которымп пзсл'Ьдователямн съ финскою 1омалою), зыряне приносили продукты иромысло]!!», звЬрей и пхъ шкуры. Зырянаие шаманы пользовались и светскою властью. Вирочемъ, наряду съ ними, въ лЬтоппсяхъ упоминаются каше-то князья, старшины, старосты и сотники, хотя власть и значеше послйднихъ остаются совер шенно неясными. При заключены брачныхъ союзовъ практикова лось, какъ п у славянъ, умыкаше, — общая черта родового быта, не исключавшая, вирочемъ, случаевъ покупки невйсты. О нпхъ можно сказать въ этомъ случай то же, что Несторъ говорить о славянахъ: <;11 Радпмпчп, п Вятичи, и С’Ьверъ одпиъ обычай им’Ьяху, жпвяху въ л'ЬсЬ, яко же всякШ зв’Ьрь, ядуще вся нечисто, браци не бываху въ нпхъ, схожахусь на игрища, и ту умыкаху жены себ'Ь». Но п впос.тЬдствш, по приняли хрпслаиства, зыряне отличались довольно свободными нравами. Поздн'Ьйппе вйка, со времени деятельности св. Стефаиа, не даютъ нп одного крупнаго факта въ жизни зырянскаго пле мени. Пермь Вычегодская и ея древняя столица Усть-Вымь къ концу Х\Ч-го вйка, съ проложешемъ новаго сибпрскаго пути черезъ Пермь Великую и съ переводомъ епископской каоедры въ Вологду, теряетъ даже свое прежнее значеше, и зыряне, смешиваясь съ русскими, мало-по-малу утрачпваютъ свои племениыя черты. Де вятнадцатый вйкъ застаетъ пхъ поселешя лишь по среднему и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz