Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.

208 а составили актъ и сказали, что съ меня, за самовольную рубку, взыщети штрафъ въ 75 рублей, срубленныя же бревна зааресто- валъ, сдалъ мне ихъ на хранеше и больше рубить не вел'Ьлъ. ТЬмь временемъ хата валится, зиму негде будетъ жить, да и штрафа заплатить не могу, не продавъ последняго имущества». Вотъ одинъ изъ многочисленныхъ примЪровъ тЬхъ неудобствъ, которыя представляетъ существующей порядокъ пользовашя л4- сомъ. За вырубленный крестьяниномъ лйсъ, по таксе, ему приш­ лось бы заплатить всего по 4 коп. за бревно, следовательно, 1 руб. 68 коп.; а тутъ одного штрафа 75 рублей, заарестовате нарубленныхп бревени, простановка необходимой постройки и, пожалуй, полное разореше, несмотря на то, что крестьянини хло­ потали, ходили за 300 верстп, исполняя требовашя закона. Ви этоми случай, положими, все обошлось благополучно,—■ я разрешили крестьянину приступить ки постройке, разсказалп управляющему государственными имуществами обстоятельства дйла и, по его распоряжение, дальнейшее производство дела о штрафе было прекращено. Совсемъ другую картину представляетъ вторая половина дороги по Печорскому уезду. Какъ оказалось, печорсшй исправникъ, на котораго была возложена постройка дороги, лично не производилъ изыскашй, положился на командированная имъ урядника и вы­ рубку просеки и корчевку леса сдалъ подрядчикамъ, а самъ за­ нялся постройкою ближайшихъ къ Усть-Цыльме станцюнныхъ до- мовъ. Подрядчики изъ личныхъ, конечно, выгодъ выбирали для до­ роги места, где лесъ былъ помельче, по тундрамъ и болотамъ, тогда какъ, напротиви, дорогу следовало вести тами, где леей крупнее, что указывало бы на болйе плотную и сухую почву; работы по устройству самаго полотна производились, повидимому, безъ всякой системы и безъ заранее обдуманнаго плана, — больше на показъ. Въ результате вышло то, что станцш были построены съ излишнею роскошью, на нихъ была потрачена большая часть ассигнованныхъ денегъ, а дорога оказалась никуда не годною. Всехъ станщй здесь шесть: Вальская, Фатеевская, Мыльская, Усинская, Усть-усицкая и Волочекъ, на левомъ берегу Печоры, противъ Усть-Цыльмы, которая расположена на противоположномп правоми берегу. Переезди по этой половине дороги были крайне трудени и утомителени. Лошади вязли по брюхо ви моховоми болоте, по­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz