Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.

191 свободно, безъ всякаго толчка сошелъ съ камня: все перекре­ стились,—веЪмъ стало легко на душе. Въ данномъ случае едва ли можно было винить командира, штурмана пли вахтеннаго офи­ цера; правда, пдтп такъ близко отъ берега не было надобности, но карты показывали въ этихъ м'Ьсгахъ достаточную глубину и о подводныхъ камняхъ ничего не упоминали; а какой ужъ тамъ приглубый берегъ, когда, отойдя на шлюпке какпхъ-нпбудь 20— 40 сажеиъ по направленно къ берегу, можно было прекрасно раз­ глядеть все дно и достать весломъ камни, до берега же остава­ лось, по меньшей мере, еще съ полверсгы. Б’Ьда вся въ томъ, что у насъ иЬтъ правпльныхъ картъ, сЬ- верныя наши моря не обследованы п наши военныя суда не посещаютъ ихъ; только въ последиic годы посылается сюда по одному крейсеру въ годъ. Когда военныя суда будутъ почаще посещать Северъ, когда пашп моряки изучать услошп плавашя въ северныхъ моряхъ п будутъ произведены необходимыя гпдро- графичесшя пзследовашя, — тогда, конечно, подобныхъ случаевъ повторяться не будетъ. Опасность плавашя въ нашнхъ северныхъ моряхъ совсемъ не такъ велика, какъ объ этомъ обыкновенно говорятъ; наши поморы шныряютъ на своихъ допотопныхъ судепышкахъ по всемъ напра- влешямъ, п крушешя бываютъ сравнительно очень редки; паро­ ходы товарищества Архангельско-Мурманскаго пароходства, вотъ уже двадцать летъ, ходятъ но Белому морю и Северному океану, п за все время въ пределахъ нашнхъ водь не было нп одного крушешя. Обойдя Канпнъ посъ, мы загЪмъ благополучно прибыли въ Архангельскъ, пзрасходовавъ весь запасъ угля до последняго пуда. Такимъ образомъ, главнейшая цель моей поездки на крейсере— пройти къ устьямъ реки Печоры, определить услов!я плавай in къ Печоре и пзследовать фарватеръ на Печорскомъ баре—не только не была достигнута, но явились опасешя за участь транспорта «Баканъ», такъ какъ ни о немъ, ип о поморской шкуне Ан­ туфьева съ запасомъ угля не было никакпхъ сведЬшй; возникали даже сомнешя относительно возможности правпльныхъ постоян- ныхъ пароходныхъ сообщешй съ Печорою. Конечно, неудача на первыхъ же порахъ могла бы надолго отодвинуть разрешсше вопроса о пароходстве къ Печоре. Поэтому, было необходимо, во что бы то нп стало, выяснить окончательно положеше дела.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz