Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.
139 Ледовитаго океана, у береговъ Новой Земли. Колгуева п Вайгача. множество пушныхъ зверей и дпчп, обширное оленеводство въ не- объятныхъ тундрахъ Печорскаго края, огромное пространство не- тронутыхъ до спхъ поръ л'Ьсовъ. минеральный богатства, источники нефти по piiii; Ухте, залежи медной руды по p irf; ЦыльмЬ, при- токамъ р'Ькп Печоры, наконецъ, путь чрезъ Карское море къ Ени сею и въ глубь Сибири,—все это. несомненно, представляетъ ис ключительно благопр1ятныя услов1я для р а з в и т здЬсь торговли и промыеловъ. Но богатства эти, всл'Ъдстше отсутств]'я какпхъ-либо путей сообщешя и способовъ передвижеш'я, оставались пока недо ступными п почти нетронутыми, и, чтобы вызвать пхъ къ жизни, прежде всего необходимо было создать эти пути. Побывавъ нисколько разъ на Мурман'Ь почти во всЬхъ его становнщахъ, въ Коле, въ Печенгской обители, на Пазъ-рекЬ у границы Норвегш, я близко познакомился съ характеромъ этой местности, ея населешемъ и промыслами, но о восточной поло вине нашей Северной окраины не тгЬлъ еще правпльнаго пред ставлен |'я и зиалъ ее только по разсказамъ и кнпгамъ. Поэтому, чтобы лично ознакомиться съ этою местностью п убедиться въ возможности плавашя по Печоре, я решилъ посетить Новую Землю и пробраться къ устьямъ Печоры, какъ съ моря, такъ п сухнмъ путемъ. Вместе съ т!;мъ. съ целью поднять производп- телытыя силы края, мною были возбуждены ходатайства о гео- логическомъ пзеледовашп Новой Земли, объ учрежденш пароход ства но Печоре и о сооруженш телеграфа въ с. Усть-Цыльму — главный административный цептръ Печорскаго уезда. Въ то время производились уже работы но сооружение сухопутной почтовой дороги отъ Мезеискаго уезда къ Печоре, чрезъ Тиманскую тундру и Тпманскш горный хребетъ. Плаваше къ Печоре считалось до последняго времени крайне опаснымъ и не обезпеченнымъ, потому что между Новою Землею и материкомъ въ по.т1; месяце встречаются еще льды, а въ устье Печоры пароходы не решались входить, такъ какъ фарватеръ не былъ достаточно обсл-Ьдованъ. Поэтому, согласно моему ходатайству, Морскпмъ Мшшстерствомъ былъ командироваиъ въ 1894 году къ устьямъ Печоры, для производства необходимых?, гпдрографиче- екпхъ работъ, крейсерт. «вестннкъ» п транспорте. «Бакаиъ». Я условился съ командирами этихт, судовъ съехаться въ устьяхъ Печоры около 15-го 1юля; для этого мы решили, что я отправлюсь и*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz