Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.

yip’b; однако пока къ этому окну нельзя будетъ подойтп во всякое время пзъ дома, т.-е. съ материка, пока къ Екатерининскому порту не будетъ проложенъ рельсовый путь, до гЬхъ поръ хозяину трудно будетъ дышать, несмотря даже на открытое настежъ окно. П уть для железной дороги въ Екатерининстй иортъ нам!;ченъ ясно на Колу, Кандалакшу п Кемь; по этому пути ежегодно пдутъ тысячи промышленниковъ, утопая въ сиЬгу и перенося множество трудовъ и лпшешй, по этому же пути проложенъ ныпЬ телеграфъ. Я им'Ьл ь уже случай говорить о предполагаемой железной дорог!; отъ Кеми на Петрозаводск!, въ С.-Петербургъ, загЬмъ отъ Кеми до Екатерпнпнскаго порта останется менгЬе ООО верстъ; государ­ ственное значеше этой дороги неоспоримо: она свяжетъ всю Рос- ciio съ открытымъ во всякое время океаномъ и въ то же время откроетъ новый, безостановочный путь для заграничной торговли; въ незамерзающихъ водахъ Мурмана, въ его ограждениыхъ не­ приступными гранитными скалами залпвахъ русскгй флотъ най- детъ ceoi удобную стоянку и будетъ пмЬть возможность выйти на просторъ океана во всякое время, когда потребуютъ того обстоя­ тельства. 3-го поля мы уже подходили къ Св. Носу. Вотъ прошелъ пзъ Б!;лаго моря огромный иностранный пароходъ, ];ысоко надъ па­ лубою нагруженный множеством!» досокъ; кругом!» нашего парохода тысячи тюленей, кувыркаясь н гоняясь, вероятно, за рыбою, по­ дымали такую возню, что море казалось кппящпмъ, а вдали, то тутъ, то тамь, разсыпаясь мелкими брызгами, мелькали фон­ таны воды, выбрасываемой сновавшими во множеств!; китами... Наконецъ, мы и въ Б!;ломъ мор!;. Пройдя Городецшй, Сосновый п ЗпмнегорскШ маяки, входнмъ въ Двински! залнвъ н зат!;мь на барт» р!;кп Двины. ЗдЬсь день и ночь работает!» землечерпатель­ ная машина, прочищая каналъ на бар!;. Великое д!;ло сдЪлали для Архангельска землечерпательныя работы на бар!;. Нисколько л!;тъ тому назадъ на бар!; было всего 11 — 12 футовъ глубины, вс.тЬдств1е чего догрузка иностранных!» судовъ производилась заба- ромъ при помощи лпхтерош» и мелкихъ судовъ. Чего это стоило и какъ тяжело ложились эти накладные расходы на нашу отпускную тор­ говлю! Теперь все изменилось: па бар!; не видно ни одного судна, землечерпательными работами глубина его доведена уже до 19-ти футовъ и предполагается еще углубить до 22-хъ футовъ; вс!; па­ роходы свободно проходятъ до самаго Архангельска и, нагрузив- 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz