Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.

ходить еженедельно, а не въ две нед'Ьли разъ, какъ теперь, и что но западной стороне Мурманскаго берега будетъ ходить осо­ бый мЬстный пароходъ, въ значительной мере возбудили энерию п предпршмчивость какъ нромышленнпковъ, такъ н торговцевъ. Вь ТериберкЬ, напримеръ, купецъ Мерзлютинъ строить особую пристань, къ которой могутъ приставать пароходы, соляной складъ на 100,000 нудовъ соли, складъ угля и, что особенно важно, ка­ зарму для рабочихъ на несколько сотъ человЬкъ. Кунецъ Савпнъ заводить пароходъ для перевозки мойвы, устраивает, для нея особые садки и предполагаегь даже искусственно замораживать мойву, чтобы сохранять ее на то время, когда она отходить уже оть береговъ въ океанъ. На Гоканскихъ островахъ, вблизи Св. Носа, устраивается помещение для рабочихъ съ гЬмъ расчетом!., чтобы ст. весны заняться промысломъ тюленей. Г. Гебель кунилъ вт, порте Владтирт. находивинйся уже много .гТ.ть вь бсздействш китобойный заводь и паме.рент, вновь открыть китовый промыселъ, по главнымъ образомъ организовать ловт, и развозку мойвы и ловъ сельдей. Наконецъ, на Мурманъ стремится большое число новыхъ поселенцевъ; я завалент, ихъ просьбами, израсходовал!, уже все деньги, ассигнованный въ nocooie на обзаведете новымь но- селеицамъ, и все-таки удовлетворил!, далеко еще не всех!.. Да, близко уже то время, когда Мурманъ получить, нако­ нец!,, подобающее ему коммерческое и политическое значеше, ука­ занное самою природою. Ст. развнпемь пароходства, сооружешемт. телеграфа п постройкою Екатернпинскаго но])та. колонизация ^1ур- манскаго побережья и промышленнап деятельность краа вь бли­ жайшем!. будущем!, получать, конечно, бо.тЬе широкое развита'. Наглядным!, тому примером!, могуть служить сосе.дш’ е берега нор­ вежская Финмаркена. которые еще недавно представляли такой же пустынный видъ, какъ и паигь Мурманъ: но. какъ только нор­ вежским!. правительством!, были организованы пароходныя сообще- нiя. проведенъ телег])афъ, а гавани приспособлены для стоянки судовъ. п оказано соде.йспие различным!, промышленным!, пред- прптямъ. — зд’Ьсь закииЬла жизнь, появились благоустроенные города Вадзе, Варда. Гаммерфесть, несмотря на то. что Фппмар- кепъ с'Ьверн'1'.е Мурмана и его климатически! условия бо.тЬе суровы. Те.чъ не менЬе пока еще сделано только на половину. НЬтт. сомнЬшя. что съ устройством!, Екатерининская порта Россия про­ рубить себе широкое окно не только въ Европу, но и на весь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz