Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.

Мысль объ устройстве такого центра, по близости къ откры­ тому океану, принадлежишь Министру Финансовъ С. Ю. Витте. Пос'Ьтпвъ въ 1801 году МурманскШ берегъ н убедившись въ политическом'!» и коммерческом!, значенш Мурмана, С. 10. Витте нашелъ, что въ настоящее время, съ развипемъ экономической п торгово-промышленной деятельности на Мурман!;, съ устрой- ствомъ телеграфа и съ развппемъ пароходныхъ сообщенШ, пред­ ставляется настоятельно необходимым!,, въ ближайшемъ будущемъ, разрешить вопросъ объ устройстве постояннаго порта на Мурман- скомъ берегу, блпзъ океана. Г. Кола — какъ порть и какъ цеитръ экономической и административной жизни Мурманскаго побережья— неудобенъ. КольскШ заливъ вдается далеко въ глубь материка, на 70 верстъ отъ открытого океана; здесь, при с.шппи рекъ Колы и Туломы, какъ бы притаилась Кола, вдали отъ всей промышленной жизни Мурмана. Въ древшя времена, при тогдашнихъ усло 1 Йяхъ жизни, когда приходилось укрываться оть всякихъ враговъ, когда вдоль Мурманскаго берега сновали еще морсше разбойники, тогда, быть-можетъ, существоваше такого укромнаго уголка, обпесеинаго стеною съ башнями и бойницами и защищениаго со всехъ сто- ронъ естественными преградами, въ виде горъ, отмелей и болотъ. имело известный смыслъ; по въ настоящее время, когда условш экономической жизни на Севере изменились, а промышленная дея­ тельность сосредоточилась по берегамъ океана, зпачеше Колы со­ вершенно утратилось, lie только удаленность Колы отъ океана и отъ пути торговаго двнжешя, но и друия ирнродныя неудобства, въ значительной мере умаляютъ ея зпачеше, какъ порта. Такъ. напрпмеръ, морешя суда не могутъ близко подходить къ городу; пароходы товарищества Архангельско-Мурмапскаго срочпаго па­ роходства останавливаются въ трехъ верстахъ отъ города, и даже такой небольшой иароходъ, какъ «Мурманъ», и тотч, не можетъ подойти къ Каме ближе версты. Кроме того, при отливе берегъ обсыхаешь на далекое пространство, такт, что отмели, камни и бы­ строта течешя, на котором!, судно не всегда можетъ удержаться даже на якоре, мЬшаютъ подойти ближе. Парусное судно, безъ попутнаго ветра, не можешь нп войти въ КольскШ заливъ съ моря, нп выйти пзъ него въ море, такъ какъ на сравнительно узкомъ пространстве залива оно не можетъ лавировать. Наконецъ, зимою заливъ замерзаешь на протяженш 25-тп верстъ отъ Колы. Насколько все эти неудобства в.пяютъ на экономическое поло- 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz