Энгельгардт, А. П. Русский Север : путевые записки / А. П. Энгельгардт. - Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1897. - [4], 258, IV с., [2] л. цв. карт : ил., карты.
106 ручешя п распоряжешя архангельская губернатора. Въ 1895 году пароходъ «Мурманъ» былъ въ плаваши съ 17-го марта по 21-е октября, въ течете 219 дней. Пароходъ этотъ , несомненно, прино сить громадную услугу дЬлу; къ сожаленпо, онъ слншкомъ малъ, такъ что можетъ принять на себя очень небольшое число носто- роннихъ пассажировъ, а въ бурную погоду переезды но откры тому океану бываютъ ему иногда н не подъ силу. Помимо парохода «Мурманъ», для охраны нашнхъ сЬверныхъ промысловъ отъ вторжешя иностранных!, промышленниковъ, въ посл'Ьдше три года посылается особый военный крейсеръ, — что положило конецъ наЬздамъ инострандевъ, нарушавшихъ въ тече- nie многихъ лЬтъ интересы приморскаго населетя. Пребываше крейсера въ Ледовитомъ океане приносить еще и ту несомненную пользу, что въ свободное время офицеры крейсера дЬлаютъ съемки береговъ, промеры и иныя гндрографпчесшя наблюдения. которыя послужать важнымъ nocooieMb для плавашя въ нашнхъ северныхъ, такъ мало еще изследованпыхъ, водахь. Петь сомиЬтя, что съ колонизащею Мурманскаго берега, устройством!, здесь телеграфа, развииемъ пароходства и эконо мической жизни, уловь рыбы можетъ быть увелнченъ въ значи тельной мере; но, помимо рыбнаго, тогда могутъ получить разшше и друп'е промыслы, которые пынЬ находятся въ полномъ застое. Такъ, напримеръ, морской звериный промыселъ па Мурмане могъ бы давать значительный выгоды; между прочимъ, охоту за грен ландскими тюленями у Святого Носа, отъ горла Б'Ьлаго моря, сле довало бы начинать съ марта месяца; по въ это время архангель- ciiie промышленники по случаю льдовъ не могутъ выйти изъ Б'Ь- лаго моря, тогда какъ изъ незамерзающихъ Мурманских!, водъ это было бы вполне возможно. Судя по развптпо кнтобойнаго промысла въ Норвегш, надо по лагать, что и у насъ на Мурмане этотъ промыселъ долженъ иметь успЬхъ, если только взяться за него съ толкомъ; китовъ въ нашихъ водахъ много и въ настоящее время ихъ никто не пугаетъ. Л'Ьтъ десять назадъ, въ порте Владтнре былъ уже устроенъ заводь кито ловною KOMiianieio и вследъ за симъ другой заводъ, княземъ Шере- метевымъ, въ Ара-губе. Эти заводы убилп 300 китовъ, при чемъ нужно имЬть въ виду, что Арскй заводь работалъ только двЬ навигацш; къ сожалешю, но недостатку капиталовъ, а, главное, но неумелости распорядителей, заводы вскоре прекратили свою деятельность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz