Леонтьева Т.П. Лингвистические исследования саамского языка в книжной коллекции Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки. VIII Масловские чтения: сборник научных статей, Ч.1 . 2010, с. 51-56.
Т.П. Леонтьева ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СААМСКОГО ЯЗЫКА В КНИЖНОЙ КОЛЛЕКЦИИ МУРМАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ Мурманская государственная областная универсальная научная биб лиотека - крупнейшее хранилище материалов о коренном народе Кольско го полуострова и источников, опубликованных на диалектах кольских саа мов. Начало письменности - особая веха в истории каждого народа, в ис тории его культуры. История письменности саамского народа сложилась непросто, в ней существует несколько этапов. В 1880-1890-е гг. для коль ских саамов книги издавались на кириллической основе. В 1933 г. был ут вержден новый алфавит на основе латиницы. В 1937 г. он был заменен на кириллицу и вышел новый букварь, но в том же году преподавание на са амском языке в школах прекратилось. Новый вариант кириллической письменности для кольских саамов в России введен в 1982 г. Был издан букварь для школ, другие детские книги. В 1985 г. издан саамско-русский словарь (кильдинский диалект) под редакцией Р.Д. Куруч. Исторический очерк письменности кольских саамов помещен во втором томе коллективного труда «Письменные языки мира. Языки Рос сийской Федерации». Книга содержит социолингвистические портреты малочисленных письменных и бесписьменных языков и описание языков коренных народов РФ. Включает более 20 основных информационных блоков, где даны краткие лингвистические сведения; сведения о письмен ности и орфографии, статусе языка; данные по истории развития литерату ры; сведения об использовании языка [1]. В книге «Прибалтийско-финские народы», вышедшей в серии «На роды и культуры», рассматривается культура саамов с охватом ее различ ных аспектов, включая проблемы языкознания. В издание включена глава по истории изучения кольских саамов, в том числе сведения о лингвисти ческих исследованиях, проводившихся с древних времен [2]. Сохранению языка саамского народа способствовала научная и про светительская деятельность краеведа Алымова Василия Кондратьевича (1883-1938). С 1922 г. исследователь жил в Мурманске, работал заведую щим статистическим бюро, председателем плановой комиссии губиспол- кома, директором краеведческого музея. По обвинению в участии в «саам ском заговоре» в 1938 г. арестован и расстрелян. В.К. Алымов не был язы коведом, но его заслуга в том, что он не только содействовал сохранению самобытности саамов, но и сам выступал в роли исследователя. Им был собран большой словарный материал. Так, в статье «О былом единстве хо зяйственного быта “гипербореев” и южан (по поводу некоторых терминов 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz